«Окно в Европу» не закрывается

Выборгский кинофестиваль подвел итоги

Ежегодный Выборгский кинофестиваль назвал имена своих победителей. Вручению наград не помешал даже дождь – гости и участники заботливо делились зонтами и дождевиками.

Главным победителем стал фильм «Свет» Антона Коломееца. Это вторая работа сравнительно молодого (38 лет) режиссера, его первый фильм «Ваш репетитор» был показан в конкурсе «Кинотавра» в 2018 году. Сюжет фильма строится вокруг переживаний главной героини, которую играет Елена Яковлева: в день своего шестидесятилетия она вспоминает трагическую историю из далекой юности. Фильм стал фаворитом не только у жюри, но и у зрителей, заняв первое место по итогам зрительского голосования «Выборгский счет».

В конкурсе анимации победила «Полынь-25» Нади Гольдман, а в конкурсе документального кино – фильм «Отцы» Юрия Мокиенко: забавная хроника съемок любительского кино, которые устраивает семья режиссера во время летнего отдыха в деревне.

Одной из побед фестиваля можно считать и то, что по инициативе губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко к смотру, которому не далее как два месяца назад сменили имя на «Выборг», возвращается наименование «Окно в Европу», известное с самого его основания в 1993 году. В своем выступлении на закрытии губернатор сказал: «Это правильное и сильное название. Петр I открывал это окно, не нам его закрывать. Если кому-то это не нравится, то пусть закрывают его с другой стороны». Когда генеральный продюсер Геворг Нерсисян вышел объявлять смотр 2023 года завершенным, то уже назвал его прежним именем «Окно в Европу».

Что же касается программы в целом, то, как сказала одна из выступавших продюсеров, фестиваль обновился и показал «все признаки молодого 31-летнего растущего организма». Действительно, среди гостей и участников было много молодежи. Уже второй год программным директором праздника является энергичный главный редактор студии «Ленфильм» Андрей Апостолов. С другой стороны, многие из прежних постоянных гостей фестиваля и журналистов в этом году отсутствовали. Мало было и звездных гостей – кроме актрисы Ольги Лапшиной, они почти все находились в жюри.

Говоря об афише смотра, можно отметить преобладание сюжетов о женщинах: семь из одиннадцати конкурсных фильмов и, как минимум, пять внеконкурсных посвящены женским историям, включая фильм-победитель «Свет», подробно раскрывающий внутренний мир героини. Шесть фильмов фестиваля (три конкурсных и три внеконкурсных) сняты режиссерами-женщинами. Два фильма («Блондинка» Павла Мирзоева и «Тайное влечение» Стаси Венковой) даже имеют схожий сюжет – о безответной любви актрисы к режиссеру.

Фильмов, где в центре внимания поступки мужчины, в конкурсе было всего три – якутский фильм «Схватка» (главный герой – чемпион по вольной борьбе), «Первое лето» (история взросления пятнадцатилетнего подростка) и «Одним днем» (мужчина средних лет пытается принять участие в судьбе непутевой 17-летней девушки).

Трудно сказать, является ли это прогнозом нашего кино на завтра или просто временной тенденцией, но факт остается фактом – все больше фильмов снимаются женщинами, о женщинах – ну и, как следствие, преимущественно для женщин.

В завершение фестиваля был объявлен его новый президент (вместо ушедшего в прошлом году Армена Медведева). Им стал нынешний председатель жюри, режиссер Сергей Урсуляк, известный широкому зрителю сериалами «Ликвидация» и «Тихий Дон», а также фильмом «Праведник». Режиссер сказал, что согласился на этот шаг, чтобы отдать долг основателям фестиваля Савве Кулишу, Микаэлу Таривердиеву, Станиславу Ростоцкому и своему предшественнику Армену Медведеву, но при этом заметил, что не считает свою новую должность пожизненной.

В целом, главным итогом фестиваля «Окно в Европу» оказалось то, что, сменив президента и программного директора, выборгский смотр начал новую жизнь, сохранив при этом свои традиции и, как выяснилось, даже название.