"ДЕВЯТЫЙ ВАЛ" СИМФОНИЙ

"Высокую ноту" взял, только что открыв творческий сезон, Российский Национальный оркестр и его

"Высокую ноту" взял, только что открыв творческий сезон, Российский Национальный оркестр и его главный дирижер Владимир Спиваков. Посудите сами: Первый концерт Чайковского и Второй Рахманинова с победителем последнего Конкурса имени Чайковского Николаем Луганским в качестве солиста; Девятая симфония Шостаковича и Шестая - все того же Чайковского... Ничего себе "обойму" выдали музыканты в течение двух вечеров подряд в Большом зале Московской консерватории!
Особенно, признаюсь, запомнились симфонии. Редко исполняемая Девятая (написанная, как известно, в 1945 году по "социальному заказу" - в связи с Победой, но разочаровавшая "заказчиков" полным отсутствием официозного пафоса) пришлась Спивакову удивительно "по плечу". В ней есть и игра контрастов, и расчет на колоссальные виртуозные возможности исполнителей. А еще - лирико-философская глубина; Владимиру же Теодоровичу чем дальше, тем все очевиднее хочется избавиться от имиджа салонного душки, приклеившегося к нему еще со времен телевизионных "Голубых огоньков". Он прикладывает для этого титанические усилия. Берется за репертуар - серьезнее некуда. И часто добивается эффектной победы.
Технически почти безупречно оказалась сыграна и Шестая Чайковского. Но вот тут сказать, что произведение пришлось дирижеру вполне "по размеру", не могу. Слишком велик масштаб этой симфонической трагедии... Да, впечатляющего пафоса в игре было много - но Чайковский требует не пафоса, а подлинной страсти... Тем не менее отдадим должное: свои десять минут оваций заполненного до отказа зала (несмотря на начало сентября и на цены до 1200 рублей за место) музыканты получили.