05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛОМ - ЭТО МЕТАЛЛ

Перовский Дмитрий
Опубликовано 01:01 15 Сентября 2000г.
В августе металлургические предприятия создали альянсдля проведения единой политики закупки сырья и материалов. Необходимость создания такого объединения сами металлурги объясняют тем, что ситуация на рынке ухудшается с каждым месяцем. Но на совещание, посвященное проблемам сырьевых рынков, не были приглашены представители сырьевых отраслей. А, следовательно, в оценке ситуации металлурги опирались на свое субъективное мнение. Как на самом деле выглядит сегодня рынок металлолома, мы попросили рассказать И.Е. Кузьмина, председателя Координационного совета ломоперерабатывающей промышленности.

- Игорь Евгеньевич, насколько, по-вашему, справедлива обеспокоенность руководителей металлургических предприятий положением ломоперерабатывающей отрасли.
- Если представить, что руководители крупнейших металлургических предприятий в самом деле озабочены проблемами в ломоперерабатывающей отрасли, то их позицию можно только приветствовать. Собрания металлургов проходят во многих цивилизованных странах. И там обычно представлены обе стороны. В Италии, например, сырьевики и металлурги собираются раза два в год, обсуждают ситуацию на рынке, договариваются о поставках.
- Но, насколько мне известно, у нас ситуация несколько иная.
- Да, у нас, к сожалению, пока непонятно, в каком направлении пойдет развитие отношений. Однако то, что металлурги для обсуждения проблемы собирались без ломовщиков, говорит само за себя. Это, кстати, напоминает историю с принятием завышенной пошлины, когда все произошло без участия переработчиков лома.
- Похоже, металлурги озабочены недостаточным снабжением ломом предприятий.
- В настоящее время я не знаю такой проблемы. Лом есть практически у всех. Проблема в другом. На металлургических предприятиях еще с весны стали накапливаться остатки металлолома, многие сейчас просто отказываются принимать металлолом. Условия оплаты ухудшаются. А куда деть лом, если на лето приходится пик сбора? Цены, естественно, не растут, они стабильны в течение всего весенне-летнего периода и притом на 50 процентов ниже мировых. Даже по сравнению со странами ближнего зарубежья наши металлурги оказываются в выигрыше. При этом, покупая металлом по цене в 1,5 раза выше, чем российские производители стали, молдавские и белорусские заводы эффективно и прибыльно работают. Одним словом, если говорить о снабжении заводов, то проблема с ломом надумана. Перед отраслью стоят другие задачи, которые, кстати, касаются не только ломовщиков.
- Что вы имеете в виду?
- Проблема в том, что в нашей стране лома очень много. Больше половины ежегодно остается несобрано. А значит, просто выброшено. Металлолом ждать не может, под действием воды и воздуха железо разлагается, и вся эта мелкофракционная пыль, пропитанная горюче-смазочными маслами, оседает на земле, затем попадает в грунтовые воды, водоемы и т.д. Только за десять последних лет количество несобранного лома уже превысило 140 млн. тонн. Для сравнения, за прошлый год все российские металлургические предприятия смогли переплавить не более 10 млн. тонн лома.
- Вы хотите сказать, что разложившийся металлолом вреден для организма человека?
- Если бы он был полезен, в Европе не вводили бы штрафы за брошенные автомобили, не заставляли бы предприятия обязательно сдавать отходы черных металлов в переработку. Да и в России о действии металлов на организм человека и окружающую среду неоднократно проводились исследования. Результаты их обнародованы и довольно впечатляющи. Экологические катастрофы, как известно, начинаются с малого. Это уже давно поняли во всем мире. А у нас в стране количество несобранного черного лома уже давно перевалило за ту черту, когда проблему можно было не замечать.
- Вы говорили, что в Европе человек обязан сам утилизировать свою машину, то есть собственноручно отвезти в пункт приема металлолома, иначе будут проблемы с властью?
- Бросив однажды старую машину где-нибудь в окрестностях Мюнхена, вы навсегда убедитесь, что проще и дешевле привезти ее в пункт приема металлолома и заплатить за утилизацию. Иначе вас замучают штрафами и судебными разбирательствами. Этот механизм на Западе давно отлажен, в борьбе за охрану природы там уже пошли дальше. Я был на международной конференции BIR (Международная ассоциация переработчиков сырья), где выступал представитель американского института ISRI (Институт ломоперерабатывающей промышленности), который рассказал, что американские переработчики лома договорились с представителями большой тройки ведущих автомобильных заводов США (Крайслер, Форд, Дженерал Моторс) о реконструкции выпускаемых автомобилей с целью упрощения процесса утилизации использованных машин. Руководство всемирно известных заводов добровольно согласилось на реконструкцию.
- Вы были приглашены лично на заседание Международной ассоциации переработчиков вторсырья или представляли нашу страну?
- Обычно мы участвуем в конференции по личному приглашению, но в последний раз нам официально предложили представлять страны СНГ в президиуме отделения черных металлов. А Координационный совет получил приглашение вступить в международную организацию как национальная федерация.
- Вы хотите сказать, что проблема недосбора металлолома - государственная?
- Я хочу сказать, что у государства есть ряд своих определенных интересов, в том числе и защита состояния окружающей среды. Сегодня ситуация с недосбором металлолома складывается таким образом, что ее нельзя решить только экономическими методами. Как я уже говорил, из-за избытка лома предприятия черной металлургии отказываются принимать менее качественный легковесный металлолом. А именно этот лом является самым опасным с экологической точки зрения. Он полностью разлагается за пять лет. А из-за того, что цена на эти виды лома очень низкая, нет стимулов его собирать. Как следствие - 75 процентов легковеса ждет своего часа под синим небом. Положение усугубляется во многом благодаря политике, которую сейчас в отношении металлолома ведут металлурги.
- Но ведь собирать металлолом - задача ломоперерабатывающих предприятий?
- Вы абсолютно правы. За последние годы отрасль окрепла, и сбор лома увеличивается с каждым годом. Собирается уже намного больше, чем может потребить внутренний рынок. Куда девать этот лом? В такой ситуации государство должно обеспечить рынок сбыта. А у нас вопреки логике действуют высокие (реально - 30 процентов от стоимости) экспортные пошлины. Если бы эта мера была оправдана интересами государства, мы бы не возражали. Но настоящая пошлина работает только на металлургов. Они хотят получать много дешевого лома. Договариваются, держат цену. Почему мы должны работать на небольшую кучку олигархов? С другой стороны, есть еще одна проблема: на рынке металлолома работает много маленьких фирм, которые реагируют на спрос металлургов и собирают только кусковой, тяжелый лом, который идет по максимальной цене. Эти фирмы не тратят средства на приобретение оборудования для переработки легковесного лома и стружки. Их интересы временные, они уйдут с рынка, как только изменится конъюнктура. А самый вредный для природы и человека лом так и останется лежать.
- Вы видите выход в отмене экспортной пошлины?
- Мы не ратуем за полную отмену пошлины, хотя избыток лома этого требует. На первый план сейчас выходит природоохранная функция ломоперерабатывающей отрасли. И здесь государство может решить ряд проблем. Во-первых, обязать металлургов брать легковесный лом. А во-вторых, предприятия, специализирующиеся на заготовке черного лома, должны обязательно иметь оборудование для переработки всех видов лома: прессы, стружкодробилки, ножницы. Понятно, что с таким оборудованием не спрячешься, весь бизнес будет на виду, всегда можно проверить.
Словом, государство должно осознать свои интересы, а способы решения проблемы известны. В лице Координационного совета государство найдет надежного помощника.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников