ПОБЕГ

Убежать из спецшколы трое ребят договорились в медицинском изоляторе. Здесь и свидетелей меньше, и дежурит только медсестра. К тому же они хотели не просто сбежать, а прихватить с собой деньги, которые, по их мнению, лежали в кабинете заведующей здравпунктом.

Им удалось заманить дежурную в медблок. Там они оглушили Людмилу Ивановну, ударив по голове деревянной спинкой от кровати. Медсестра упала. Пока ребята рыскали по кабинетам в поисках денег, она пришла в себя, стала звать на помощь. И тогда Сергей Иванов (фамилия изменена) решил ее убить. Он сказал двум другим подросткам, чтоб принесли нож из столовой. Несчастная 56-летняя женщина получила тридцать шесть ножевых ранений. Она умерла от потери крови.
Через сутки задержали двоих четырнадцатилетних подростков. Они были дома, один в городе Олонец, другой в Пряжинском районе. Иванова, жителя Петрозаводска, искали почти неделю. Родители Сергея развелись давно. Мама вышла второй раз замуж, и ей было не до сына. Мальчик все чаще наведывался к отцу. Тот жил весело, к столу приглашал любого, кто мог купить бутылку водки. Вседозволенность очень нравилась Сергею. К пятнадцати годам он уже не единожды привлекался за грабежи, угоны автомобилей и поджоги. Последний раз его приговорили к 2,5 годам условно. Наказание подросток отбывал в спецшколе N 8. Убегал оттуда двенадцать раз.
Как считает психолог учебного заведения Людмила Крупышева, в нем преобладал дух свободы и бродяжничества. Она зачитала психологическую характеристику, какую дала подростку, когда тот поступил в спецшколу: недоверчив к окружающим, импульсивен, защищает свои интересы вплоть до рукоприкладства, склонен к риску.
В тот роковой день у него не было никаких конфликтов, и ничто не предвещало трагедии. Но она произошла, шокировав бессмысленной жестокостью не только воспитанников и сотрудников спецшколы, но и весь город.
В Петрозаводск срочно приехали финские коллеги, работающие с педагогическим коллективом по программе "Дорога в лучшее будущее". Она направлена на реабилитацию семьи, так как специалисты из соседней страны уверены, что биологические родители могут помочь в нравственном оздоровлении своих оступившихся детей. В спецшколе N 8 на средства финской общественной организации "Наши общие дети" оснащена комната для родителей, где они могут в уютной обстановке встречаться с детьми. Финны также оплачивают проезд и проживание мальчиков, когда те отправляются домой на каникулы. В соседней стране, например, подростки даже из тюрьмы могут приехать в свою семью на выходные. Для оказания психологической помощи в город прибыл ведущий психиатр России Юрий Шевченко. В причинах трагедии тщательно разбирались комиссии, начиная от министерской и заканчивая прокурорской.
- По-разному восприняли дети случившее происшествие, - с трудом подбирая слова, говорит директор учебного заведения Игорь Пепитаев. - Старшие, кто учился с тремя подростками, сопереживают, они чувствуют, что мы оказались в непростой ситуации. Младшие дети злорадствуют. Может, потому, что до конца еще не могут понять и оценить трагедию. Коллектив в подавленном состоянии, испытывает чувство страха.
Министр образования и по делам молодежи Карелии Галина Разбивная сразу заявила, что прошли те времена, когда за подобное ЧП необходимо было немедленно снимать директора школы с работы. Никто не собирается искать крайних и виноватых. Это слишком просто. Главное - разобраться во всем и понять, почему подобное могло случиться.
В спецшколе N 8 находятся 45 мальчиков от 12 до 17 лет. На содержание одного ребенка государство тратит в год 211 тысяч рублей. К примеру, обычный ученик обходится казне в 20 раз дешевле. Как сказала министр Разбивная, это самая дорогая школа республики. Воспитывают и учат трудных подростков 35 сотрудников специального учебного заведения, большинство из которых имеют высшее педагогическое образование. Опять таки, для сравнения, средняя заработная плата воспитателя спецшколы - три с половиной тысячи рублей.
- Так правильно ли мы расходуем средства? - задалась вопросом Галина Разбивная. - Может быть, лучше вкладывать их в работу с семьями как до, так и после рождения ребенка? Тогда бы и специнтернаты не понадобились. Мы давно серьезно думаем о том, как быть дальше с детьми, которые попали в группу риска. У них нет положительного прошлого, и они не видят счастливого будущего. Тупик. Как бы мы не старались окружить ребят заботой и лаской, можем обеспечить успех только на треть. Потому что противоестественно лишать взрослых родительских прав.
Случившаяся трагедия обострила главную проблему подобных заведений: необходимо менять систему воспитания и обучения трудных подростков. Петрозаводская спецшкола N 8 рассчитана на ребят с так называемым девиантным поведением, когда детьми нарушаются общепринятые нормы из-за задержек в развитии интеллекта. Так вот, таких мальчиков в спецшколе нет вовсе. Все воспитанники привлекались к уголовной ответственности за грабежи, угоны автомобилей, кражи, драки и даже убийства. И суды продолжают направлять их в учебное заведение, совершенно не приспособленное для содержания ребят с преступным прошлым. Им необходимы воспитатели в погонах.
Не менее проблематичный вопрос: чему учить трудных детей в спецшколе? В учебных планах та же математика, физика и английский язык, как и в престижной гимназии. О каком качестве усвоения материала можно говорить, если дети месяцами бродяжничали, в обычных школах не успевали по многим предметам?
- В спецшколах должны быть особые учебные планы общекультурной направленности, - считает министр образования Карелии Галина Разбивная. - Необходима хорошая физическая культура, оснащенные спортивные залы, трудовые мастерские, теплицы, огород. Обязательно музыка, театральное искусство и, конечно, литература. С подобным предложением мы обращались в федеральное Министерство образования. Нас не поддержали. Если российское ведомство снова не примет такого решения, мы справимся сами. Определимся с учебным планом.
У финских коллег, приехавших поддержать педагогический коллектив школы, система воспитания трудных подростков построена по-другому. Во-первых, там дети разбиты на небольшие группы, практически у каждого индивидуальный наставник. Петрозаводская спецшкола себе не может такого позволить. Недавно были сокращены три человека, отвечающие за соблюдение режима. Нет денег.
Во-вторых, в финских колониях налажена переподготовка кадров, потому что идет постоянный поиск новых методов работы с подростками. У петрозаводских педагогов такой возможности тоже нет. Теперь их, правда, берутся учить в Финляндии. В-третьих, в специальных учебных заведениях соседней страны двери открываются с двух сторон. И если сотрудник чувствует, что воспитанник агрессивен, нарывается на скандал, он никогда не будет с ним пререкаться, не станет отвечать на грубость и вызывающие слова. Просто откроет дверь и уйдет. Именно это не один раз сглаживало и останавливало нарастающие конфликты.
Хотя, как сказала Анники Алхо, директор центра реабилитации семьи, не одно десятилетие проработавшая с трудными подростками, за последние годы у них случилось три подобных преступления. Как говорили многие, если бы медсестра Людмила Ивановна не пыталась задержать подростков, а сама открыла им дверь, она осталась бы жива. Но в спецшколе на этот счет другие требования. Сотрудники, на дежурство которых приходится больше побегов, не в почете.
...Сергея Иванова нашли через шесть суток. Все эти дни он прятался в подъездах жилых домов одного из спальных районов города. При задержании сопротивления не оказал и сразу же признался в убийстве медсестры. На днях состоялся суд. На скамье подсудимых оказались двое подростков, третий шел по делу как свидетель. Сергея Иванова приговорили к семи с половиной годам лишения свободы. Второй подросток получил пять с половиной лет. Отбывать срок они будут в воспитательной колонии. Родители Сергея в суде так и не появились. Мама второго мальчика пришла, но было заметно, что делает это она по необходимости. Судьбы собственных детей им безразличны.