А ДОМА ЛУЧШЕ

Поездка на Канары, еще с десяток лет назад бывшая пределом мечтаний для большинства североевропейцев в качестве места проведения отпуска, превратилась в совершенно не престижную банальность - все, что нужно для полноценной экологически "правильной" передышки от трудовых будней, есть дома - на Скандинавском полуострове. Вот как описывает шведская газета "Дагенс нюхетер" впечатления своего корреспондента, открывшего для себя мир живой природы родной, но отчасти забытой в угоду заморским красотам Балтики.

Отрадный факт - тюленей на Балтике все больше. 30 лет назад их популяции грозило полное уничтожение, точнее, вымирание из-за чудовищного загрязнения этого мелководного и такого экологически уязвимого моря. Но совместные усилия стран региона по защите среды обитания морской живности принесли свои плоды. Правда, это можно сказать только о северной части Балтийского моря, главным образом о Ботническом заливе, где семейство тюленей увеличилось до 9 тысяч особей. А вот на юге по-прежнему беда.
На поверхности воды появляется голова тюленя. Потом вторая, третья, десятая. Вот их уже 30, потом 50. Ну, все - сбился со счета. Пассажиры видавшего виды, но с новым мощным двигателем и вполне комфортабельного судна пребывают в состоянии тихого, сосредоточенного восторга. Они едва верят собственным глазам: тюлени доверчиво подплывают к самому борту и глазеют на людей с не меньшим любопытством, чем мы на них. Всего в часе хода от берега жизнь вокруг бьет ключом. Ластоногие словно пытаются с нами "объясниться" - бубнят что-то, при этом выделывают фигуры, напоминающие старомодный балет на воде.
Владелец судна Матс Берг дает команду шкиперу Турстену Янссону прибавить скорости. Однако тюлени бросаются вдогонку. Со скалистого островка за ними внимательно и несколько критически наблюдают старые тюлени.
- Я помню времена, когда все было по-другому, - вспоминает Турстен Янссон. - Раньше они панически боялись человека.
Сам Турстен вовсе не находится во власти магии сердечного согласия человека и зверя. Он, помимо прочего, рыбак. А, стало быть, у него свое отношение к этим млекопитающим, поедающим огромное количество рыбы. По его мнению, запрет на отстрел тюленей следует отменить. Но он же первым начинает хохотать, когда видит, какие уморительные па они совершают, явно польщенные вниманием публики.
Морские сафари, где из "оружия" только бинокли, фотоаппараты и видеокамеры, получили сегодня огромную популярность. Стоят они, прямо скажем, удручающе дорого. И тем не менее еще попробуй на них попади. Интерес к встречам с представителями морской фауны подхлестывает запрет властей, наложенный на посещение некоторых заповедных мест. Те, кому всеми правдами и неправдами повезло попасть, скажем, в район маяка Бунден, уверяют, что там к служебному катерку природоохранной службы со скал бросаются не сотни - тысячи тюленей. Вода буквально кипит вокруг, пока они устраивают свое традиционное представление, призванное поприветствовать гостей.
Да, море с "возвращением" тюленей ожило. Теперь это уже не серебристо-серая безжизненная равнина под свинцовым небесным сводом. Однако все относительно в подлунном мире. Ведь еще в начале ХХ века тюленей на Балтике насчитывалось до нескольких сотен тысяч особей, то есть в десятки раз больше, чем сейчас.