Как и все силовые структуры, столичная ГИБДД в эти дни несет службу в усиленном режиме. В чем я убедился, когда вместе с экипажем инспекторов провел смену в Северном и Северо-Западном округах столицы.
Начинаем работу на улице Свободы. В команде Стас - бывший сержант внутренних войск, ныне лейтенант ДПС, и Виталий - сержант-постовик, за плечами три командировки в Чечню в составе ОМОНа. В таком составе нам предстоит патрулировать улицы и выискивать недобросовестных водителей с полудня до глубокой ночи.
Для начала объезжаем подведомственную территорию. Не заметив ничего подозрительного, останавливаемся на перекрестке и следим за потоком машин. Периодически мои напарники выбирают из лавины по неведомым мне признакам автомобиль для проверки. Удивительно, но у всех остановленных машин багажники переполнены всякой всячиной: то типографскими запчастями, то стиральным порошком, то картошкой. Стас и Виталий делятся тонкостями работы: "Когда багажник полный - это опытному глазу сразу видно. Вот и останавливаем, узнать - что везет. Если же человек провозит что-то нелегальное - это еще сильнее бросается в глаза: скованность отражается на манере вождения. Он пытается спрятаться в другом ряду или, увидев инспектора, свернуть куда-нибудь".
Вдруг мимо нас на приличной скорости пролетает дорогая иномарка, не реагируя на требование остановиться. Вот она - долгожданная погоня. Тут-то и проявляется профессионализм: на прямой дороге, за считанные секунды лихач прижат к обочине. Пойманный водила извиняется и говорит, что не заметил знака жезла. Инспектора милосердны: так как до этого у гражданина водителя не было нарушений - мы его отпускаем, выдав на руки квитанцию, по которой он в сберкассе заплатит штраф за превышение скорости. Еще около десятка машин проходят через наши руки. Похоже, что после последних терактов люди начали понимать смысл досмотров. За первые четыре с лишним часа не попалось ни одного водителя-хама. К просьбам остановиться, предъявить документы относятся с пониманием.
Ближе к вечеру особое внимание к машинам, припаркованным у кафе и баров: оттуда люди выходят под хмельком, и, бывает, сразу за руль. У первого же такого остановленного обнаруживается... отсутствие прав. "Ну что, поедемте на штрафную стоянку?" - говорит Стас. "Слюшай, может, как-нибудь договоримся!", - восклицает гость с юга. Сержант продолжает заполнять протокол и попутно узнает про провинившегося следующее: "беженец, голодные дети и правоверный христианин". Пока сержант составлял протокол, "гость" без всякого стеснения просил отпустить и предлагал 100 долларов. За это время к нему на подмогу успел приехать друг на "мерсе". Инспектор предложил горячей парочке сэкономить деньги: "Штрафстоянка, ребята, вам обойдется дешевле".
Около девяти вечера - народ в это время начинает разъезжаться из гостей. Пока подвыпивший водитель не успел выехать на большую дорогу, надо его обезвредить. Поэтому пора проехаться по дворам. Ага, вот и "клиент". Он только завел машину, но, не успев тронуться, увидел наш экипаж и выскочил из авто. Оказалось - действительно пьяный. Что ж, раз не успел тронуться - значит, не пойман. Но инспектора записывают номер и обещают проверить: машина должна здесь простоять как минимум до утра.
Половина третьего ночи, ломит спину, отваливаются ноги. Под конец спрашиваю, сколько ребятам платят за такую работенку. Оказалось не густо - 5000 рублей в месяц.