ГОЛУБЫЕ КОВБОИ ОБСКАКАЛИ ВСЕХ

Претендентов на главный приз - "Золотого льва" - было предостаточно. Это и культовый английский режиссер Терри Гиллиам с долгожданной лентой "Братья Гримм" (в нем играет Моника Беллуччи), и его польский коллега Кшиштоф Занусси ("Персона нон-грата" с Никитой Михалковым и Даниэлем Ольбрыхским), и неувядаемый мэтр мирового кинематографа португалец Мануэль де Оливейра, которому осталось четыре года до столетия, с новой работой. Российский кинематограф в конкурсе был представлен фильмом Алексея Германа-младшего "Гарпастум".

Увы, 29-летнему режиссеру не удалось повторить триумф его соотечественника Андрея Звягинцева, чье "Возвращение" получило высшую награду венецианского киносмотра два года назад. И это несмотря на то, что "Гарпастум" произвел глубокое впечатление на многих кинокритиков. "Редкостным, элегантным" назвали его в итальянской газете "Репубблика". В испанской "Эль Мундо" фильм признают "почти совершенным" с технической точки зрения и дают высокую оценку игре актеров.
О чем "Гарпастум" - так в античные времена называли игру в мяч ногами, ту самую, которой ныне "болеют" сотни миллионов землян? Не о футболе, хотя именно в него играют два брата (дебют молодых актеров Евгения Пронина и Даниила Козловского) в Санкт-Петербурге накануне Первой мировой войны. Они отдаются игре со всей страстью и беззаботностью юности, не слыша ни тектонического скрипа смещающейся в сторону хаоса оси мироздания, не видя приближения ледяной волны революционного цунами, которая вот-вот их накроет. "Мой фильм - это история моего поколения,- рассказывал в Венеции молодой режиссер, выпускник ВГИКа и ученик Сергея Соловьева.- Оно во многом похоже на то, которое жило в начале века. Как и они, мы недооценивали масштаб происходящих на наших глазах перемен".
Венецианский фестиваль в этом году был более чем благосклонен к американскому кинематографу. "Золотого льва" удостоена лента перебравшегося в Голливуд китайца Энджа Ли "Горбатая гора" о сложной любви двух ковбоев в Штатах 60-х годов прошлого века со всеми предрассудками и проблемами, вытекавшими из их нетрадиционной сексуальной ориентации. Фильм "Спокойной ночи и удачи" Джорджа Клуни, "кинозвезды", выступившего впервые в качестве режиссера, - серьезная лента о разгуле маккартизма в Америке начала 50-х годов - вплоть до последних фестивальных дней была фаворитом, и многие считают, что именно Клуни был достоин высшей награды. Тем не менее его фильм получил приз за лучший сценарий, а игравший в нем рядом с самим Клуни Дэвид Стратайрн - за мужскую роль. Третьим американским призером стал режиссер из когорты "независимых" Абель Феррара. Он получил "Серебряного льва" за ленту "Мария" с французской актрисой Жульетт Бинош в главной роли. Кстати, ее соотечественница Изабель Юппер также получила "Льва" - специального - за вклад в киноискусство.
Более удачной для россиян в этом году оказалась программа альтернативного, экспериментального кино "Горизонты". В ней мы были представлены двумя лентами - "Первыми на Луне" 39-летнего Алексея Федорченко из Свердловска и "Вокальными параллелями" режиссера и художника Рустама Хамдамова. Последнего в Венеции хвалили за высокий эстетизм зрительного ряда его работы, но наградили Федорченко: "Первые на Луне" получили второй приз новаторской программы "Горизонты Док". В принципе он присуждается документальной ленте, но вот в чем трюк: фильм Федорченко о том, что в России еще в 1938 году запустили на Луну ракету с "космолетчиком" на борту, сделан с такой выверенной до мельчайших деталей достоверностью, что зритель поначалу верит, что действительно на экране документальные кадры. Федорченко сотворил великолепную мистификацию.
Как видите, таланты у нас не перевелись.