Кинодокументалистикой Алексей Федорченко занялся после 30 лет, до этого трудился экономистом на секретном заводе, потом на Свердловской киностудии. Дебютный его фильм "Давид" отметили главными призами кинофестивали в Стокгольме и Люблине. Монолог еврейского старца, который всю жизнь мыкался по лагерям разных частей света, - первая часть кинотрилогии о советских людях. Вторая - "Дети белой могилы" - о депортации немцев в Казахстан. Третьей стали "Первые на Луне".
Режиссер создал историю о том, как в СССР в 1935 - 1938 годах могла бы реализоваться сверхсекретная космическая программа. "Первые на Луне" - это "секретные материалы" о покорении Луны, которые вполне могли бы быть спрятаны в архивах КГБ - ФСБ.
Стилизация выполнена безупречно: кропотливый и въедливый кинодокументалист Федорченко снимал свое кино камерами полувекового возраста, на пленку "Тасма", поскольку, по его мнению, "никакой "Кодак", такой правды жизни не покажет". И снимались в фильме не профессиональные актеры, а студенты и знакомые режиссера, обычные люди, каких обычно и показывает кинохроника.
"Мы не хотели разыгрывать зрителя, - говорит режиссер. - Мы попытались снять историю, какой она могла бы быть". В Венеции, точно так же, как в Екатеринбурге, половина зала приняла историю о советских космолетчиках за чистую монету. А те, кто считает, что "раскололи" режиссерскую задумку, воспринимают ее как комедию: "Хохочут весь фильм, до самого конца, когда уже пора бы и перестать смеяться".
Венецианской наградой в номинации "Горизонты", где представляются экспериментальные фильмы, Федорченко несколько озадачен: "Там были какие-то просто нереальные соперники - фильм Херцога, картина, где в главной роли Бьорк, - для меня это просто мифические имена. Конечно, очень лестно было оказаться в одной номинации с ними, тем более - выиграть".
Вернувшись из Венеции, режиссер сразу же принялся за работу. В декабре он собирается закончить свой новый фильм "Снега" - о марийских жрецах.