19 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
5
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАСИЛИЕ НАД "ЗОЛУШКОЙ"

Прокофьев Вячеслав
Статья «НАСИЛИЕ НАД "ЗОЛУШКОЙ"»
из номера 171 за 15 Сентября 2005г.
Опубликовано 01:01 15 Сентября 2005г.
Постановка балета Сергея Прокофьева "Золушка" в Латвийском национальном оперном театре, только что осуществленная модным молдавским хореографом Раду Поклитару, наделала немало шума не только в Риге, но и в других европейских столицах. Поклитару отказался от классического либретто, основанного на известной сказке Шарля Перро, и перенес действие в... публичный дом второй половины прошлого века. Милая и трогательная Золушка у него превратилась в уборщицу из борделя, которым командует злая мачеха. Этот сценический кульбит настолько возмутил наследников композитора, что они отказали его создателям в праве использовать музыку Прокофьева. Собственный корреспондент "Труда" в Париже встретился с внуком композитора Сергеем ПРОКОФЬЕВЫМ, который вместе с семьей с начала 90-х годов живет во французской столице.

- Как вы узнали об этой, так сказать, неординарной трактовке балета?
- Чисто случайно. По давней привычке я почти каждое утро подключаюсь к Интернету, запускаю ключевое слово "Прокофьев" и в разделе "Новости" смотрю, что происходит. И вдруг выскочила ссылка на один сайт из города Даугавпилс, где довольно бодро сообщалось, что в Риге должна состояться премьера балета Сергея Прокофьева "Золушка". Я продолжил поиск и обнаружил фрагменты пресс-конференции, на которой выступили директор Латвийского национального театра оперы Андрейс Жагарс и хореограф Раду Поклитару. Последний среди прочего сообщал, что, мол, ничего страшного не произойдет и "откровенной порнографии в этом спектакле не будет".
Должен сознаться, это заявление восторга у меня не вызвало. Даже наоборот. Я позвонил нашему парижскому юристу, который многие годы занимается правовой стороной наследия дедушки, и поставил его в известность о рижской интерпретации "Золушки". Позднее мои худшие предположения стали подтверждаться. Я узнал о переделке либретто... Ну а высказывание директора оперы о том, что Латвия получила "необычайно новый и свежий спектакль", меня просто возмутило. Ничего себе "новизна и свежесть" - превратить прекрасный балет в пошлое "пип-шоу".
- Как дальше развивались события?
- Замечу, что Раду Поклитару уже во второй раз выступает в подобном амплуа. До "Золушки" ведь был балет "Ромео и Джульетта", поставленный им в Большом театре. Я и ту его работу не воспринял как нечто выдающееся. Сколько уж было в мире подобных постановок, создатели которых с непонятным упорством переносят действие высокой классической формы на современные городские свалки. К тому же с музыкой там также обошлись весьма вольно: были купюры, перестановки, повторы... И вот рецидив. Тот же постановщик, тот же композитор и те же манипуляции. Ведь в рижском варианте "Золушки" не только искорежен сюжет. В балет произвольно добавлена увертюра Россини, а из трех его актов один выкинут.
- Какие права имеют наследники в подобных ситуациях?
- По существующей практике театр который собирается ставить то или иное произведение, сначала обращается к наследникам или к тем лицам, которые занимаются их правами, чтобы получить лицензию на использование музыки. Далее представляется краткое описание проекта. Как-то нам пришел не то европейский, не то американский проект постановки "Пети и Волка". Вместо прокофьевского сюжета о приключениях мальчика в деревне там этот самый мальчик входит в церковь, на него падает луч света, он слышит голоса, поет хор... И так минут двадцать. То есть автор хотел использовать имя Прокофьева и название его популярного произведения в качестве "паровоза", обеспечивающего успех. Но, позвольте, ведь "Петя и Волк" - это своего рода путеводитель по симфоническому оркестру для детей, к тому же милая сказочная история. При чем тут колокола и прочее?
В "Золушке" авторы решили отказаться от оригинального либретто и сделать свое. Конечно, постановщик имеет право на собственное творчество, но важно при этом хотя бы не искажать нравственный смысл, канву произведения. Ведь композитор отталкивается от либретто и рождается музыка, с этим либретто связанная.
Хореограф рижской "Золушки" на той пресс-конференции высказался весьма примечательно. Приведу дословно: "Зачем пользоваться языком (хореографическим. - В.П.), который в принципе давно уже превратился в строго выверенную систему? Это интересно скорее археологам от танца, чем хореографам. Я ни в коем случае не ратую за то, чтобы "Лебединое озеро" и "Спящую красавицу" снимали из репертуара. Замечательные спектакли, на них учиться и учиться, но вы же не обращаетесь ко мне "Милостивый государь, не соизволите ли сказать?.."
Вот на это я могу г-ну Поклитару ответить так: очень жаль, что этот уважительный стиль устарел. Что "устарело" уважительное отношение к классическим произведениям. Тем более речь идет о произведении, которое давно доказало свою ценность, которое знают и любят миллионы людей.
- Какие действия были вами предприняты?
- Хочу уточнить. Все наследники Сергея Прокофьева имеют одинаковые права и решение принимают коллегиально. У нас есть профессиональный адвокат, специалист в области авторского права, который многое сделал для защиты музыки дедушки от всякого рода злоупотреблений. Поскольку я живу с ним в одном городе, я быстро представил ему аргументы, после чего было написано письмо в дирекцию Латвийской оперы и во французскую организацию по защите авторских прав. Не могу сказать, что был получен радостный ответ. Это и понятно, ведь когда обрушивается запрет на постановку, люди не слишком этим довольны. Тем более что на три спектакля билеты уже были проданы. Конечно, можно было топнуть ногой и все запретить. Но мы понимали, что в театре есть масса людей, которые не виновны и не могут отвечать за решения руководства. Так что три спектакля все-таки состоялись. Но после была поставлена точка.
- Насколько остра, по вашему мнению, проблема защиты произведений от посягательств сценических костоломов?
- Это животрепещущий вопрос. Можно ведь и "Войну и мир" обрезать так, что останется полчаса, час. Зачем напрягаться?.. Почему-то, когда Прокофьев работал над своим балетом, он не выбрал сюжет, к примеру, из маркиза де Сада, чтобы сделать что-то скандальное, "клубничное". Он выбрал Шарля Перро. Кстати, во времена Перро тоже существовали бордели, но у писателя ведь не возникло желания сделать местом действия один из них. Перро хотел написать милую, детскую сказку, что и сделал. Да, сейчас пишут иначе - зачастую грубо и жестко. Но зачем же уничтожать то, что было создано, и создано великолепно, раньше? Французского сказочника защитить некому, но у русского композитора Сергея Прокофьева пока защитники есть.
- Наверное, то, что произошло с "Золушкой", скорее всего все-таки исключение, чем правило? Какие постановки Сергея Прокофьева произвели на вас впечатление за последнее время?
- К примеру, "Огненный ангел", поставленный в Большом, - великолепная, яркая работа. Недавно в Париже прошла "Война и мир" - казалось бы, для французов сюжет об их поражении в 1812 году не очень приятен. Тем не менее зал от восторга просто неистовствовал.
- Сергей, если можно, несколько слов о Фонде Прокофьева.
- Он был основан моей бабушкой Линой, первой женой композитора, в Лондоне, где жил ее младший сын и мой дядя Олег. Ничего плохого в этом нет за исключением того, что во Франции Прокофьев прожил 16 лет, а в Англии бывал считанные разы. Фонд призван пропагандировать музыку Прокофьева и предоставлять максимально точную информацию о его жизни и творчестве. Существует архив, созданный на базе Фонда. Его куратором является музыкант по образованию Ноэль Манн - дама энергичная и преданная нашему делу.
- Сколько всего нынче наследников композитора?
- Давайте посчитаем. Мой отец Святослав, ему сейчас 81 год. После отца - я, мои две дочери. Дядя Олег, увы, умер. Его дети, мои кузины и кузены - Сергей, Анастасия, Корделия, Беатрис, Руперт и Гэбриэль, который - кстати, единственный из всех нас - занимается музыкой профессионально. Бабушка Лина подумала обо всех и распорядилась в отношении всех своих внуков и правнуков. Вторая жена композитора Мирра Мендельсон получила четверть авторских прав, но у нее не было детей, и свою долю она завещала московскому Музею имени Глинки.
- В течение какого времени за наследниками сохраняются авторские права?
- Срок, принятый во всем мире, - 70 лет после смерти автора. В России раньше было 50 лет, но недавно перешли к общемировой практике. В случае с Сергеем Прокофьевым точка отсчета - не 1953 год, когда он умер, а 1957-й - каждый из четырех военных годов был зачтен за два.
- Вы уже давно живете в Париже, а до этого была Москва...
- Да, я окончил Московский архитектурный институт, три года работал в мастерской, где, кстати, разрабатывался проект Хаммеровского центра. Затем занимался промышленной графикой. В Париж с женой и дочерьми перебрались 15 лет назад. Мы очень многим обязаны деду. Вот почему я считаю своим долгом всячески способствовать плодотворной работе Фонда Сергея Прокофьева. Помимо прочего, занимаюсь сайтом Фонда в Интернете, а также участвую в выпуске его журнала на английском языке "Три толстяка".


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.