04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОТКУДА ЛУЧШЕ ВИДИТСЯ ПАМЯТНИК?

- С интересом прочитал полемические статьи Саввы Ямщикова "Идолы рукотворные" ("Труд-7" от 28

- С интересом прочитал полемические статьи Саввы Ямщикова "Идолы рукотворные" ("Труд-7" от 28 июля) и Юрия Кублановского - "Рецидивы язычества" (11 августа). Яркие, образные, по-своему убедительные, они, по-видимому, отражают точку зрения весьма обширной части нашего общества. Однако хотелось бы взглянуть на эти вопросы с точки зрения государственной.
Кому ставить памятники? За какие заслуги? На какие деньги? Где? Кому-то, например, нравится скульптура Петра Первого работы Церетели у Крымского моста в Москве, символизирующая реформаторство в России: на небольшом суденышке молодой царь с картой, скрученной в трубочку, всей своей статью устремлен вперед. А для кого-то эта композиция - олицетворение давящей безвкусицы. Сколько людей, столько и мнений. Чтобы избежать в этом деле субъективного подхода, Мосгордума впервые в России приняла Закон "О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения". И с ноября 1998 года установка той или иной скульптуры зависит не от волевого решения какого-либо руководителя, а находится в компетенции специальной Комиссии по монументальному искусству. В ее состав на общественных началах входят 15 специалистов по изобразительному искусству и архитектуре, чьи кандидатуры выдвинуты творческими союзами, научными организациями, вузами и утверждены Мосгордумой. Кроме того, макет скульптуры должен не менее четырех недель постоять на выставке с открытым доступом. Только после такой экспертизы депутаты имеют право рассматривать вопрос об установке памятника и решать, из каких средств это будет профинансировано.
В своей публикации Савва Ямщиков ссылается на специальный параграф, "узаконенный ЮНЕСКО, который не рекомендует устанавливать памятники деятелям культуры раньше чем через пятьдесят лет после их ухода из жизни". Я, увы, не знаком с этим документом, не знаю, носит ли он обязательный характер. Предположу, что это не какой-нибудь ратифицированный международный договор, который бы превалировал над местными законодательствами, а всего лишь рекомендация. Почему 50 лет, а не, скажем, 10 или 100? Большое, конечно, видится на расстоянии, но, с другой стороны, ясно - чем больше времени проходит, тем тусклее память о том или ином деятеле.
Будут ли новые поколения россиян так же увлекаться творчеством Булата Окуджавы, как его современники, хлопотами которых установлена его скульптурная композиция на Старом Арбате? Станут ли слушать бунтарские песни Виктора Цоя, скажем, через 10 лет уже более благополучные поколения подростков? Но в следующем году памятник Цою, возможно, появится в столице - на пересечении проспектов Вернадского и Университетского. Мне жаль, что этот рок-музыкант популярнее среди молодежи, чем, скажем, Тютчев или Пастернак, но если будут соблюдены"все процедуры, предписанные законом, то скульптуру Виктора Цоя установят. Ведь появлению каждого памятника на городских улицах предшествует немалая работа многих людей.
К сожалению, я не видел памятника водке - произведение, которое его создатель, всемирно известный скульптор Эрнст Неизвестный, намерен поставить в Угличе. Есть надежда, что это будет не банальное прославление нашего национального горячительного напитка, но и напоминание о том страшном вреде, который алкоголизм наносил и наносит Российскому государству, нашему народу. Да и многим другим странам тоже: Россия не единственная, кто от него страдает. Если власти Углича сочтут, что такой памятник необходим, если решат, что в этом старинном городе мало достопримечательностей, то пусть устанавливают... Мне, например, нравится скульптурная композиция Эрнста Неизвестного "Древо жизни", что стоит в Москве, в вестибюле пешеходного моста "Багратион", со стороны Краснопресненской набережной. Бронзовый монумент в семь метров, олицетворяющий борьбу добра со злом. Есть на что посмотреть и о чем подумать...
Одним из самых весомых тезисов Саввы Ямщикова можно считать тот, где он обличает власти на местах: у них-де нет средств на реставрацию исторических памятников, которые рушатся, а на создание новоделов деньги находятся. Не однозначный тоже вопрос. Вот у нас во дворе Мосгордумы стоял трехэтажный особняк архитектора Шехтеля. Здание стало разваливаться, несколько человек чуть не погибло. Пришлось его снести, сохранив лишь фасад. Памятники архитектуры рушатся не из-за чьего-либо злого умысла, а потому что реальный срок их жизни давно истек. Если меценаты или чиновники выискивают средства, чтобы героическими усилиями спасти памятник, скажем, деревянного зодчества, - прекрасно, честь им и хвала. Но зачастую для этого нет ни возможностей, ни резона. Поймите меня правильно, я не призываю все сносить и строить новое. Но вот пример: восстановление в Москве сгоревшего Манежа. Внешний вид оставили прежним. Но вовнутрь здания привнесли много чего современного. Сколько по этому поводу споров было, публикаций и ругани. Неужели Манеж потерял от современных строительных технологий? Хуже стало? Не думаю.
Эта ситуация напоминает мне историю более сложную - с восстановлением храма Христа Спасителя. Помните, когда в 1994 году было принято решение строить его на месте открытого бассейна "Москва", то общество разделилось на три лагеря? Ярых противников, ярых сторонников и тех, кому все равно. А теперь, когда все построено и сложнейшие отделочные работы завершены, почти все восхищаются. В новой постройке, безусловно, есть много несоответствий оригинальному проекту 1812 года. С тех пор строительные технологии ушли далеко вперед, и нет необходимости замешивать бетонный раствор на яичном желтке и соблюдать другие подобные устаревшие рецепты. Куда проще и быстрее железобетон обложить кирпичом... По прошествии полтораста лет воссоздать исторический памятник "один к одному" невозможно. А новые памятники будут возникать и радовать глаз, невзирая на то, нравится это каким-то отдельно взятым гражданам или нет. Не хочу отвечать за всю страну, но в Москве вопросы "монументальной пропаганды" решаются, считаю, объективно и четко отрегулированы законом.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников