19.09 - 25.09.2005 Г.

О том, что пути Господни неисповедимы, а дороги к вере могут быть самими необычайными, ярко

О том, что пути Господни неисповедимы, а дороги к вере могут быть самими необычайными, ярко свидетельствуют и жития святых, поминаемых на этой неделе Церковью.
Преподобный Давид, память которого празднуется 19 сентября, ничуть не походил на святого вплоть до самых преклонных своих лет. Был Давид главарем разбойничьей шайки в Ермпольской пустыне Египта и имел на своем счету немало грабежей и убийств. Внезапное прозрение перетряхнуло душу этого человека. Он бросил своих подельников, оставил все награбленное и бежал в монастырь. Давид захотел стать другим человеком, оставаясь еще прежним. Поэтому и действовал поначалу не как смиренный послушник, а как человек, привыкший добиваться своего любыми средствами. Он пригрозил игумену, что в случае отказа от пострига снова уйдет в разбой, а тогда новые жертвы окажутся на совести игумена. Аргумент подействовал. Но после этого начался мучительный и чудесный процесс обретения веры и святости. Давид даже на некоторое время онемел, но по-особому - он мог произносить только молитвы. А затем наступило преображение. Давид получил дар чудотворения, стал образцом праведности и скончался в монастыре в глубокой старости. Было это в IV веке.
А вот русский святой Иосиф Волоцкий (1440--1515), память которого празднуют 22 сентября, шел к Богу совсем другим путем, но тоже достаточно необычным. В монастырь Иван Санин, таково мирское имя святого, ушел вместе со всей своей многочисленной семьей. Ему было 20 лет, когда он стал иноком Боровского монастыря, а вскоре здесь же принял постриг его отец, которого разбил паралич, а послушанием молодого монаха Иосифа стал на многие годы уход за отцом. Мать тоже постриглась в женском Волоколамском монастыре. Около двадцати человек из семьи Саниных приняли постриг, стали епископами, иконописцами, праведниками. Но самый известный в роду - Иосиф Волоцкий, устроитель монастырей нового для тех времен типа, непримиримый борец с опасными для православия и государства ересями.
У Силуана Афонского (1866-1938) дорога к вере начиналась с антирелигиозной беседы. Когда мальчику было четыре года, к ним в тамбовскую деревню забрел книгоноша, который взялся доказывать крестьянам правоту атеизма. Самым неожиданным образом подействовали на мальчика слова: "Где же Он, Бог-то?". Он подумал, что надо идти и Бога искать. Эта детская мысль стала путеводной в жизни одного из самых знаменитых святых старцев XX века. Память праведника, закончившего жизнь в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, празднуется 24 сентября.