ЗНАТНЫЙ ЗЕМЛЯК ЧЕБУРАШКА

Нижний Новгород охватила страсть к памятникам. Пока культурная общественность отходит от шока, вызванного установкой десятка сомнительных скульптур на пешеходной Большой Покровской улице, власти выбирают проект монумента святому князю - основателю города. На подходе памятники Чебурашке и меценатам.

Началось все в прошлом году, когда Зураб Церетели привез в Нижний уменьшенную копию монумента "Минин и Пожарский" работы Мартоса. Стоящий на Красной площади подлинник некогда отливался на деньги нижегородских купцов. Но был увезен в Москву, что стало предметом исторической обиды на столицу. Уладив с помощью Церетели 200-летний конфликт, власти взялись форсировать создание монумента князю Георгию Всеволодовичу, основавшему Нижний Новгород. Уже открыта выставка, на которой общественности представили четырнадцать проектов. Главный архитектор области Олег Рыбин считает, что все они "сырые", в чем есть вина организаторов конкурса, не определивших четко, что они хотят увидеть.
Вероятно, форсированно в городе пройдет и общественное обсуждение проекта памятника Доброму ангелу, с инициативой установки которого выступила группа бизнесменов. Ангел появится в сквере на пересечении улиц Советской и Марата и станет памятником меценатам, имена которых выбьют на мраморном постаменте.
В "пакете" с ангелом бизнесмены предложили мэру увековечить Чебурашку, которого совершенно неожиданно впутали в политику. Говорят, правообладатель ушастого персонажа Эдуард Успенский уже дал согласие на установку памятника, чтобы насолить доставшим его ульяновским краеведам, готовым судиться за право называть Чебурашку земляком Ленина. В пылу полемики Успенский как-то заявил, что "чебурашка" - нижегородское слово. Этим не преминули воспользоваться в Нижнем Новгороде, чтобы лишний раз подчеркнуть свое первенство среди городов Поволжья, до сих пор оспариваемое.
На два лагеря разделила нижегородцев и установленная на Большой Покровской к 785-летию Нижнего Новгорода серия бронзовых и чугунных скульптур. Критики говорят о "памятнике безвкусию" и вспоминают слова мэра, заявлявшего ранее, что, мол, расставлять пластиковых коров, как в Москве, не будем. Коров из пластика нет, но есть чугунная коза. И бронзовый человек, похожий на Евгения Евстигнеева, которого дергают за нос прохожие. Предметом для острот стала и влюбленная парочка из чугуна, "вставшая" у общественного туалета.
Общественность, которую власти сегодня призывают высказать свое мнение о проектах памятников, особой активности не проявляет, будучи абсолютно уверенной в том, что все давно решено без ее участия.
мнение экспертов
Савва ЯМЩИКОВ, академик РАЕН:
- В дореволюционной России наиболее значимые памятники строили на собранные народом пожертвования. Жертвователи вместе со знатоками долго выбирали лучший проект. Однако хозяева сегодняшней жизни стараются как можно быстрее увековечить близких им по духу кумиров. Уже открыты постаменты табачной трубке Ширвиндта, портфелю Жванецкого, жилетке Арканова, а также чижику-пыжику и зайцу, превратившие идею монументальной пропаганды в балаган.
Михаил ПЕРЕЯСЛАВЕЦ, скульптор, народный художник России:
- Что касается обилия новых памятников, то это хорошо, если, конечно, за дело берутся такие большие мастера, как Рукавишников, Балашов, Бурганов... В Советском Союзе вопросами установки того или иного памятника занимались художественные советы, куда входили специалисты в данной области искусства. Теперь принято поругивать те времена, и напрасно, потому что порядка больше было, солидности в принятии решений. А сейчас вкусовые границы размыты. Скажем, проводится конкурс на установку памятника в городе N, и губернатор собирает комиссию, руководствуясь, как правило, своими личными соображениями. В результате на наших улицах появляются чебурашки, ходжи насреддины, дворники какие-то и еще черт знает что, увековеченное в бронзе или граните.