ОЛЕГ КОНШИН И ВСЕ ЕГО БАБУШКИ

Впервые я увидел их в конце нынешнего лета в Вологде. Впереди вышагивал с гармошкой сияющий Олег в русской рубахе, а за ним - как лоскутное одеяло по реке - плыли, держа друг друга под руки, бабушки в цветистых праздничных сарафанах. Проезжавший мимо джип затормозил, и из него высунулась бритая голова: "Чо за гулянка? Кино снимают?" Кто-то из прохожих весело ответил: "Это не кино. Это жизнь!"

В 1993 году, когда все в России рушилось и летело под откос, 19-летний Олег Коншин, видя настроение своей бабушки и ее сверстниц, сказал: "Хватит умирать! Есть тут у меня идея..."
Так в селе Пожарища родился ансамбль "Уфтюжаночка". Уфтюжаночками издревле зовут жительниц сел, расположенных по берегам реки Уфтюг. Сейчас в ансамбле поют, пляшут, гастролируют по городам и весям 73 жительницы Пожарищ и окрестных деревень. Многим - далеко за семьдесят, а то и за восемьдесят.
Вслед за бабушками запели внучки и появился детско-юношеский коллектив "Покрова". То, что раньше было самим течением деревенской жизни, пришлось восстанавливать по крупицам. "Мы чуть не опоздали, еще несколько лет, и расспросить, послушать и записать было бы некого - ушли бы последние носительницы традиции. А так мы успели кое-что поперенять..." - рассказывает Олег Коншин. Сегодня он не только художественный руководитель ансамбля "Уфтюжаночка", но и ведущий методист отдела этнографии и фольклора Нюксенского центра народного творчества.
Я спросил Олега: "Почему люди сейчас мало поют?"
- А потому что у каждого своя квартира, а ведь по одному или вдвоем какой смысл петь? А у нас в Пожарищах до сих пор двери не запираются. По воскресеньям на спевки друг к другу ходим. А всей деревней собираемся в те дни, какие заведено было отмечать нашими предками: престольные праздники, Ильин день, Преображенье и, конечно, Троица - это самый большой праздник у нас. Варим пиво настоящее - из солода, ржи и пшеницы...
Каждый год на Троицкую неделю в Пожарищах проходит фольклорный праздник "Живая старина". Народ съезжается со всех окрестных районов, а в последние годы село принимает и молодежные фольклорные коллективы из Санкт-Петербурга, Москвы и города Мышкина. Детей со всей округи манят пожарищинские деревянные качели - таких качелей и в столичном парке Горького не сыскать. Высоченные, с широкой деревянной доской, на которой уместится целая семья.
"Вы видели, - спрашивает меня Олег, - какую пляску плясали вчера наши бабушки? Называется эта пляска "уточка", ей тысяча лет, а может, и больше. Русским людям очень важно собираться, быть вместе. Может, в других странах это не принято, а у нас без общинности люди пропадают. Вот посмотрите на наших бабушек! В городе их ровесницы киснут у телевизора или в коридорах поликлиник, а у наших глаза горят, ноги работают. У нас есть Анна Павловна, ей девяносто лет, так она на днях полезла свою крышу замазывать. И не потому, что помочь некому, а просто самой охота. А вот рядом со мной Мария Семеновна Хомякова - она у нас запевала. Сорок лет проработала в колхозе, у нее четверо детей да шесть внуков, и каждое воскресенье все приходят к нам на спевки".
Я все ждал, что Олег хоть на что-нибудь да пожалуется: на чиновников, на плохое финансирование (накануне из заметки местной газеты узнал, что в прошлом году районные власти выделили "Уфтюжаночке" ...800 рублей), в конце концов, на плохую погоду в сенокосную пору. Ведь мы как-то привыкли к тому, что у нас даже владельцы "Бенкли" сидят в телевизоре и жалуются на непонимание налоговых органов или супруги. А Олег и его бабушки так и не признались мне, чем они недовольны. Пытал я их, расспрашивал, намекал на маленькую пенсию, а они лишь с улыбкой вспомнили, как выступали в Москве, ехали на метро с мешком картошки для родственников, и в переходе, в час пик мешок развязался, и картошка полетела во все стороны. Но и тут все хорошо закончилось - москвичи помогли вернуть картошку в мешок.
- Сейчас мы фильм снимаем, - продолжает свой рассказ Олег, - обо всем годовом круге календарных праздников. Семьдесят жителей деревни уже приняли участие в съемках. Вот над свадебными сценами работаем, восстановили этот обряд по воспоминаниям наших старейших жительниц. Еще мы увлеклись историей нашего села, восстанавливаем родословие всех наших жителей. Докопали до 1591 года!
Из разговора двух бабушек, участниц ансамбля:
- Нина, ты в тамбурном сарафане?
- Точно, в нем, в мамином.
- Так расскажи корреспонденту про него. Сарафан-то у тебя позапрошлого веку.
- А я и не знаю точно, какого веку. Моей маме, Марии Тимофеевне, он достался от бабушки Прасковьи. Вышитый подол, видите? Как вчера вышито. Мама в сундуке его берегла, но давала людям, когда свадьбы справляли. Ну, напрокат, получается. А я не носила в молодости, потому что училась в городе, и моды такой не было.
"Уфтюжаночка" собрала более ста частушек, обрядовых песен, причитаний, колядок, русских народных плясок. Восстановлены десятки традиционных ткацких узоров, которыми мастерицы украшают свои сарафаны и фартуки. даже сборник выпустили по тканному ткачеству.
Олег добавляет: "Некоторые наряды мы сами шили - и сарафаны, и фартуки. Видно, они очень много трудились и очень берегли всю красоту. У нас вот дома остались от моей прапрабабушки янтари старопрежние - бусы янтарные. Раньше еще в каждом доме серебро было, и мы, по сравнению с тем, как раньше, бедно наряжены, хотя на всех фестивалях люди охают и ахают..."
Можно подумать, что село Пожарища живо только памятью о прошлом и старинными песнями, но это не так. В селе время от времени играются настоящие, а не концертные свадьбы, появляются на свет дети. В прошлом году четверо ребятишек родились, что для деревни в 150 жителей не так и мало по нынешним дням. И более всего в Пожарищах дорожат детьми и школой. Тут слышали, что где-то сельские школы закрывают и дивятся: "Дак это кто ж даст школу в обиду? У нас и старухи с вилами выйдут!"
Кстати
Три года назад Вологодская область стала первой в России, где был принят закон о поддержке традиционной народной культуры. В самые трудные годы вологжанам удалось сохранить 274 самодеятельных народных коллектива! В Вологодском государственном педагогическом университете с нового учебного года введена уникальная специальность "Этномузыкология". Ребята будут осваивать народные музыкальные инструменты и методику работы с фольклорным ансамблем, изучать теорию музыкального фольклора и этнографию восточных славян, поэтику и диалектологию. На выпускников уже сейчас есть заказ - все они найдут себя в качестве руководителей детских и молодежных фольклорных ансамблей, преподавателей в школах искусств и центрах детского творчества.