НИКТО НЕ ВЫЖИЛ

Сегодня в Перми объявлен траур по пассажирам и членам экипажа лайнера Boeing-737, погибшим вчера в авиакатастрофе. Самолет потерпел крушение в 3 километрах от аэропорта Перми. Причиной трагедии стало возгорание двигателя.

- Меня жена разбудила криком: "Смотри, что это? Война началась?" - рассказывает очевидец катастрофы Александр. - Посмотрев в окно, я увидел большой красный взрыв в районе выхода улицы Советской Армии к железнодорожной ветке. "Гриб" был очень большой...
- Самолет воткнулся примерно под углом 30-40 градусов к земле. Вначале был хлопок, а потом уже удар и взрыв, пламя было выше 10-этажного дома, - свидетельствует другой очевидец.
- Взрывов было два, - утверждает очевидец Николай Грибачев. -Вначале был хлопок - самолет шел уже низко, а потом сильный удар - и взрыв...
ПОЛЧАСА ТИШИНЫ
Из столичного аэропорта Шереметьево Boeing-737 авиакомпании "Аэрофлот-Норд" вылетел в Пермь в воскресенье в 1.12 ночи. В салоне среди 82 пассажиров (и 6 членов экипажа) были Герой России, бывший командующий федеральными силами в Чечне генерал-полковник Геннадий Трошев, первый вице-президент федерации самбо РФ Владимир Погодин, президент федерации самбо Чувашии Александр Трофимов, 20 иностранцев и 7 детей. Два часа полет проходил нормально, системы работали исправно. Затем начались необъяснимые пока странности. В 2.40, когда лайнер уже подлетал к Перми, пропала связь экипажа с землей. Что происходило с самолетом в последующие полчаса вплоть до столкновения с землей, пока неизвестно. Во всяком случае, нет никакой официальной информации.
По неофициальным данным, первый заход на посадку оказался неудачным и лайнер пошел на второй круг. Как говорят опытные летчики, возможно, на борту уже были неполадки и пилоты решили выработать топливо, чтобы садиться с пустыми баками. Однако версию о втором заходе пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Даненберг подтвердить отказалась, сославшись на то, что "расследование авиакатастрофы только началось". Она лишь сказала "Труду", что "возможно, причиной катастрофы стал отказ или загорание одного из двигателей". Правда, это предположение вчера уже стало общеизвестным фактом.
В 3.10 самолет рухнул на землю и взорвался в городской черте Перми в районе улиц Советской Армии и Карпинского - менее чем в 20 километрах от аэропорта. Как считают специалисты, жертв на земле удалось избежать только благодаря тому, что пилотам удалось направить авиалайнер на пустырь у железной дороги.
- Я не знаю, была ли у пилотов возможность управлять самолетом в самом конце, но спасибо им. Жертв могло быть намного, в разы больше, - утверждает житель микрорайона, где упал самолет. - Слава пилотам, которые провели самолет "в игольное ушко", не зацепив ни один из домов.
Все находившиеся на борту 88 человек погибли. Обломки самолета разлетелись в радиусе 10 км. Повреждено 500 метров Транссибирской магистрали.
ТЕРАКТ НЕ ИСКЛЮЧАЕТСЯ
В тот же день по факту трагедии в Перми было возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта". Уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин заявил, что следствие рассматривает десяток версий.
Не отвергается и предположение о теракте.
- По загадочному стечению обстоятельств катастрофа произошла именно в день рождения президента Медведева, - заявил "Труду" один из сотрудников прокуратуры, - и как раз с тем самолетом, на котором летел герой кавказской кампании генерал Трошев.
Правда, никаких весомых аргументов в пользу этой версии пока не найдено. Зато обнаружены оба "черных ящика". На основе расшифрованной информации специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) дадут свое заключение о причинах.
"БЕЗ ЧЕРНЫХ ЯЩИКОВ ЭТО ТОЛЬКО СЛУХИ"
Один из самых опытных в России пилотов, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Щербаков с версией теракта не согласен:
- Зачем нужно было взрывать самолет в самом конце пути? Если бы захотели - взорвали бы сразу же, когда он поднялся в воздух. Или на маршруте. Также маловероятно, чтобы причиной стали плохие метео-условия: самолет на этой высоте летит по приборам. Отказ или возгорание одного из двигателей тоже не смогли бы привести к таким последствиям - лайнер мог бы сесть даже на одном двигателе. А вот ошибку пилотов исключать нельзя.
Заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Анатолий Квочур высказал "Труду" такое предположение:
- Возможно, пожар начался не только в двигателе, но и в салоне. Для тушения двигателя предусмотрены несколько вариантов, а вот если возгорание происходит в салоне или в кабине - ситуация чрезвычайно опасная. Выходит из строя оборудование, самолет становится неуправляемым, и тут экипаж уже практически бессилен что-либо сделать.
Несколько иное мнение высказал "Труду" пилот гражданской авиации с 20-летним стажем Дмитрий Иванов.
- Если горит движок, то пилот, как правило, ничего с этим сделать не может: он же в кабине, а двигатель снаружи. И взрыв тут практически неминуем: движки под крыльями, а в крыльях - топливо. Причин же для возгорания много. Например, что-то могло попасть в двигатель, как это было в Париже, когда в двигатель "Конкорда" при посадке попал с полосы кусок обшивки от предыдущего самолета. Теракт тоже не отвергается. Но без расшифровки данных "черных ящиков" это все будут слухи и домыслы. Говорят, в начале года самолет прошел техобслуживание в "Аэрофлот-Норде". Могу по личному опыту сказать, что техобслуживание там хорошее.
парк самолетов
НА ЧЕМ ЛЕТАЕТ "АЭРОФЛОТ-НОРД"
ЗАО "Аэрофлот-Норд" было создано в 2004 году на основе ФГУП "Авиакомпания "Архангельские воздушные линии". Является "дочкой" "Аэрофлота" (ему принадлежат 51% акций, 49% - ООО "Авиаинвест"). До крушения лайнера на рейсе N821 парк "Аэрофлот-Норд" состоял из 31 самолета: восемь Boeing 737-500, четыре Ту-154, 13 Ту-134 и шесть Ан-24 и Ан-26. По некоторым данным, парк компании частично пополнялся за счет самолетов, передаваемых из "Аэрофлота". Напомним, что сейчас в "Аэрофлоте" насчитывается шесть Ил 96-300, 28 Ту-154, 14 Ту-134, восемь Airbus А-319, 12 Airbus А-320, семь Airbus А-321, 11 Boeing B767-36 NER, четыре DC10-40F. По мнению ряда экспертов, некоторые самолеты, в первую очередь "Ту", которые из-за шумности все менее охотно пускают в Европу, в скором времени могут перекочевать в аэрофлотовские "дочки". Это подтверждается и географией полетов "Аэрофлот-Норд". Все они, за исключением рейсов в норвежский Тромсе и ряда чартеров в Египет, Турцию и Испанию, выполняются по России. Разбившийся Boeing 737-500 был выпущен в 1992 году и взят в аренду до 21 марта 2013 года. Лизингодатель - компания Pinewatch Limited, офис которой находится в Дублине.
КРУПНЕЙШИЕ АВИАКАТАСТРОФЫ В РОССИИ
3 июля 2001 года Ту-154 авиакомпании "Владивосток Авиа" потерпел крушение при заходе на посадку в Иркутске. Самолет совершал рейс Екатеринбург - Владивосток. Погибли 145 человек.
4 октября 2001 года Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс Тель-Авив - Новосибирск, был ошибочно сбит ракетой украинских военно-воздушных сил ПВО над Черным морем. Погибли 78 человек.
19 ноября 2001 года Ил-18, принадлежавший ЗАО "Ирсаэро", разбился в Тверской области. Лайнер выполнял рейс Хатанга - Москва. Погибли 27 пассажиров и членов экипажа.
16 марта 2005 года Ан-24 авиакомпании "Региональные авиалинии", выполнявший чартерный рейс Уфа - Пермь - Усинск - Варандей потерпел крушение в Архангельской области. Погибли 49 человек.
3 мая 2006 года A-320 армянской компании "Армавиа" при посадке в аэропорту Адлера упал в Черное море в 6 километрах от берега. Погибли 113 человек.
9 июля 2006 года А-310 авиакомпании S7 выкатился за пределы взлетной полосы и врезался в гаражи в аэропорту Иркутска. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124.
22 августа 2006 года Ту-154м "Пулковских авиалиний", выполнявший рейс Анапа - Санкт-Петербург, упал неподалеку от Донецка. Погибли 170 человек.
Список пассажиров рейса Боинг-737 СУ821 Москва - Пермь
Абдуллаев Раффиг 20.06.1960
Азизов Маммадали 14.03.1958
Александрова Екатерина 01.02.1970
Атлан Эрик
Афонасенков 09.04.1984
Бадиров Анвар 26.12.1951
Берснева Ольга 02.08.1983
Бирловская Наталья 12.03.1971
Болотов Владислав 16.06.1962
Брюханова Людмила 13.03.1959
Голомонзин Михаил
Голуб Вадим 21.06.1972
Деменев Олег 26.07.1967
Джалалов Акиф 18.09.1949
Ефремов Дмитрий 24.03.1973
Залазаева Ольга 22.11.1980
Иванова Ольга 03.08.1984
Игнатьев Александр 18.04.1974
Ижболдин Сергей 22.10.1971
Каракулов Сергей 29.06.1977
Качапуридзе Владимир 12.05.1976
Кочак Левент Нури 30.10.1954
Кузнецова Яна 17.06.1999
Кузьмичев Олег 04.05.1972
Кутманов Илья 27.06.1973
Лаптева Светлана 19.04.1979
Лозинский Владимир 24.02.1972
Лызов Александр 03.07.1981
Лызова Мария 19.02.1984
Максименко Юлия
Мартиназо Томасо
Медведев Максим 14.01.1976
Медведева Гюзель 04.10.1973
Медведева Татьяна 09.01.1968
Мирзаева Нурида 10.01.1968
Мишко Петр 10.06.1983
Нахумов Илья 08.01.2001
Нахумов Ифраим 16.10.1972
Нахумова Голда 09.03.1984
Нахумова Ева 03.11.2003
Никулин Вадим 04.10.1974
Новожилов Сергей 17.06.1972
Носкова Елизавета 12.06.1951
Опарин Алексей 31.05.1980
Османов Таги 09.06.1994
Петрова Ольга 14.06.1961
Плессер Максим 18.06.1982
Погодин Владимир 05.07.1951
Полыгалов Дмитрий 03.11.1954
Попов Николай 11.09.1975
Попова М. 10.06.1985
Редькин Вадим
Санкин Евгений 15.06.1958
Санкина Людмила 25.09.1955
Сафиев Исмаил 13.02.1976
Сафонова Мария 23.05.1985
Светлакова Ирина 18.08.1984
Севастьянова Ксения 23.01.1986
Сенкевич Сергей 17.02.1981
Симонова Галина 26.10.1975
Собек Кристиан 15.04.1973
Солодникова Елена
Спивак Александр 27.06.2002
Спивак Анна 03.06.2006
Спивак Яков 28.07.1976
Тайметов Бобир 25.07.1982
Тарасова Марина 21.07.1962
Тарасова Яна 31.12.1981
Трофимов Александр 27.06.1963
Трошев Геннадий 14.03.1947
Устинова Софья 13.01.1980
Фанг Фанг 30.08.1982
Четыркина Елена
Шабанов Агил 02.01.1967
Шамберева Ольга 26.08.1975
Шлейкова Елена 03.11.1970
Югас Людмила 08.12.1957
Юдин Сергей 03.05.1967
Юдина Валерия 06.06.2005
Яшманов Олег 09.02.1967
Яшманов Семен 30.07.2004
Экипаж
Командир - Медведев Родион Михайлович
Второй пилот - Аллабердин Рустем Рафаилевич
Бортпроводница Широкова А.Д.
Бортпроводница Норицина Т.В.
Бортпроводница Яковлева Л.Ю
Бортпроводница Кучма О.В.