Красота казанская

Завершился XIII международный фестиваль мусульманского кино

Семь дней столица Татарстана жила фильмами и встречами с кинематографистами. Залы кинотеатров «Родина» и «Мир» были заполнены до отказа – и молодежь, и пожилые татарские матроны в хиджабах сидели даже на ступеньках. Им всем пришлась по душе амбициозная задача организаторов – представить всю палитру мусульманского кино. И надо сказать, они с ней справились.

- Наши гости из-за рубежа отметили толерантность, понимание, царящее в многонациональной, многоконфессиональной республике, — сказал на церемонии закрытия в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля председатель Государственного совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин. — Мусульманский кинофорум уже в тринадцатый раз собрал актеров, режиссеров, киноведов под не теряющим актуальности лозунгом «Через диалог культур – к культуре диалога».

Конкурсную программу этого года составили 60 фильмов из 27 стран мира. В беспрецедентно большом жюри работали 20 кинематографистов из 11 государств, которые оценивали фильмы в разных номинациях. Директор КМФМК Миляуша Айтуганова объясняет увеличение количества участников жюри задачей «более детального обсуждения каждого фильма конкурса».

— Казань – это исторический перекресток культур Востока и Запада, — напомнил в своем приветствии министр культуры РФ В.Р.Мединский. –Примечательно, что в начале прошлого столетия именно здесь сразу после Москвы и Санкт-Петербурга было организовано кинопроизводство.

Поэтому не удивительно, что таким успехом у зрителей пользовался «Национальный конкурс». Здесь были представлены самые разные фильмы и по жанру, и по хронометражу, как игровые, так и документальные – от пронзительных «Неотосланных писем» Рустама Рашитова до сказочной анимации «Стрела наследия» Сергея Киатрова, названной в итоге «Лучшим национальным фильмом».

Фильм Сергея Киатрова «Стрела наследия» назван лучшим среди национальных лент

В секции «Документальное кино» среди самых любопытных – лента Джавада Ралиба «Ласточки любви» — о детях рожденных в австрийских Альпах от марокканских солдат в 1946 году и об их непростой судьбе. Еще одна «детская» тема трагически прозвучала в ленте бельгийца Питера-Яна Де Пью «Земля просветленных» — об афганских детях, которые вполне по-взрослому борются за свое выживание, выкапывая старые советские мины и продавая взрывчатку. Этот фильм стал лучшим в своей номинации.

Питер-Ян Де Пью получил награду за лучшее документальное кино «Земля просветленных»

В игровом коротком метре в конкурсе победила работа Ильшата Рахимбая «Представь» о двух братьях, мулле и священнике, которые служат в храмах соседних деревень. Эта работа удостоена одной из самых почетных наград — специального приза президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве».

Документальная лента Натальи Гугуевой «Форсаж. Возвращение», получившая в итоге приз жюри прессы «За актуальность и достоверность», рассказывает о летчике элитного полка, отказавшемся принимать украинскую присягу и уехавшем в Россию. Темы ленты самые жгучие – возвращение Крыма в Россию, война в Донбассе. На этом фоне разворачивается личная драма героя, все еще любящего бывшую жену и мечтающего о счастье.

А главную премию — «Лучший игровой фильм» – жюри фестиваля под руководством Николая Досталя присудило картине «Холод Каландара» (Турция — Венгрия), режиссер Мустафа Кара. Это сельская сага — история трудных буден бедного турецкого крестьянина, который пытается обеспечить свою семью, принимая участие в бое быков. Месседж картины очень прост – если не вредить природе, она отблагодарит тебя сполна.

Еще одна острая социальная лента – «Токарь Джоши», история безработного, не желающего становится шестеренкой в мире глобализации. Ее автор, индиец Мангеш Джоши, назван лучшим режиссером полнометражного игрового фильма. Лучшие сценаристы – Анар Аббасов и Иван Заваруев, написавшие сценарий «Амуна» — историю об испытаниях и духовных поисках молодого человека, которые привели его в израильскую пустыню на поиски легендарного старца Амуна.

Жаль, конечно, что «Софичке» — самой, на мой взгляд, пронзительной ленте смотра – достался лишь приз за операторскую работу Айрата Ямилова. Кира Коваленко, выпускница знаменитой мастерской А.Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, достойно представила своего учителя. История о возвращении из сталинской ссылки в родные места девушки Софички выросла в настоящий гимн жизни и семье. Причем без дуалистических контрастов – здесь никто никого не судит, а просто рассказывается история одной жизни, одной семьи, растоптанной безжалостным роком. А актриса Лана Басария, сыгравшая Софичку, вполне заслужила награду. Но жюри решило по-другому – разделило актерский приз между тремя египетскими актрисами, Ильхам Шахин, Нахед Эль Себа, Нелли Карим, сыгравшими в непритязательной комедии Камлы Абу-Зехри «Женский день»

Лучшим же актером назван Дулига Акмолда, исполнивший главную роль в казахской картине «Оралман» — так в этих краях называют возвращающихся на родную землю соотечественников.

Внеконкурсные программы («После СССР», «Индостан на стыке культур» и др.) соседствовали с параллельными ретроспективами Николая Досталя, Андрея Кончаловского, Салавата Южзеева. Плюс профессиональный форум «Время кино», презентации новых проектов и мастер-классов — все это раздвигало границы смотра. И напоминало нам, что мусульманское кино, безусловно, занимает особую нишу в мировом кинематографическом процессе. Хотя многие страны только начинают развивать свою кинематографию – вроде Нигера или Нигерии. И можно только посочувствовать отборщикам, которые собирают с миру по нитке – причем мусульманской и достойной. Это же очень непросто.

Вот и в этом году, на мой взгляд, «по гамбургскому счету» особых открытий и прорывов в конкурсной полнометражной игровой программе, увы, не случилось. Даже знаменитое иранское кино особенно не поразило. А обилие египетских фильмов слегка ошарашило. Может, потому и звездопад призов, обрушившийся на участников во время трехчасовой церемонии закрытия, вызвал легкое недоумение. Ведь если каждой сестре раздается «по серьге» – теряется сама ценность награды. Непонятно оказалось и решение разделить призы прессы и Гильдии киноведов и кинокритиков. Чем они отличается – не смогли ответить сами журналисты. Если следовать этой логике – пора вводить призы и от Союза кинематографистов, и от Киносоюза, и от Московского союза журналистов… Нужно ли такое бесконечное деление клеток – большой вопрос.

Но главный итог смотра – диалог культур — все-таки вещь реальная. Казань, с ее храмами и мечетями, с отменным гостеприимством и дружелюбием, стала идеальным местом для такого культурологического киноэксперимента, который продолжается уже 13 лет, привлекая новых участников, раздвигая геополитические и социальные горизонты. Казанский форум – кстати, единственный в мире фестиваль мусульманского кино – еще раз напомнил нам своими фильмами, что толерантность, терпимость, уважение к обычаям и верованиям друга друга – сегодня не роскошь, а насущная необходимость.