Свинарка, пастух плюс Макиавелли

В новом сезоне в театрах будет много Пушкина. И это еще не наше всё

Мы живем в эпоху больших перемен, когда история переписывается чуть ли не ежедневно. Многие театры, задумавшись об этом, захотели запечатлеть собственную летопись: премьеры спектаклей об их прошлом, настоящем и будущем — главный тренд московского театрального сезона. Несмотря ни на что, он обещает быть очень насыщенным.

Эстафету «автобиографических» постановок начал РАМТ, на днях представивший документальный спектакль нового главного режиссера Марины Брусникиной «Здесь дом стоял». Он основан на воспоминаниях актеров старшего поколения, собранных драматургом Андреем Стадниковым. Этот же автор, кстати, написал пьесу и об МХТ имени Чехова, поговорив с актрисами и работницами труппы. По ней Юрий Квятковский создает спектакль «Занавес» — его покажут на Малой сцене в конце сентября. А над постановкой «9 ряд, 10, 11 место» на Основной сцене в честь 125-летия Художественного театра работают драматург Юлия Поспелова и режиссер Денис Азаров.

Свое 85-летие празднует «Сатирикон», и 23 октября на сцене Высшей школы сценических искусств выйдет спектакль «Предчувствие дома. Сцены» в постановке Артема Терехина. Пьеса для него родилась из бесед нескольких молодых авторов под руководством драматурга Анастасии Ермоловой с артистами театра. Обсуждалось, в частности, и то, что «Сатирикон» уже семь лет живет в ожидании, когда же завершится ремонт его здания.

В Театре на Таганке, которому скоро исполнится 60 лет, в рамках творческой лаборатории грядут премьеры «Таганка-60» и «В поисках жанра», посвященные легендам — Владимиру Высоцкому, Леониду Филатову, Николаю Губенко. Новую режиссерскую работу к 110-летию Камерного театра в 2024 году выпустит худрук Театра имени Пушкина Евгений Писарев. Его коллега Алексей Франдетти планирует в «Ленкоме» молодежную лабораторию «Марка Марка» к 90-летию Марка Захарова.

Спектаклем-концертом «Шалом 48-23» 20 сентября отметит свое 90-летие Московский еврейский театр, в последнее время получивший новый импульс под руководством Олега Липовецкого. Именно он вместе с драматургом Ларой Бессмертной создали пьесу, и тоже на основе интервью с артистами труппы. Точкой отсчета в произведении стал 1948 год, вместивший в себя смерть Соломона Михоэлса и рождение старейшего нынешнего артиста «Шалома» Геннадия Абрамова.

В грядущем сезоне в московском репертуаре хватает и классики. Взгляд на нее через сегодняшнюю оптику представит, например, режиссер Петр Шерешевский в «Маскараде с закрытыми глазами» в МХТ имени Чехова и «Борисе Годунове» в Театре Наций. Здесь же на Малой сцене сходную задачу решает Светлана Землякова в спектакле «Наташа» по пьесе Марины Крапивиной о жизни трех сестер Чехова в современной Москве.

В «Сатириконе» Александр Локтионов выпустит «Государь-стендап» по мотивам философских трактатов Макиавелли. А среди собственно классиков на первое место выходит Пушкин, чье 225-летие грядет в следующем июне. В октябре в Малом театре покажут «Капитанскую дочку» в постановке Станислава Сошникова. В Театре имени Моссовета в ноябре появится «Пиковая дама» Игоря Яцко с Валентиной Талызиной в роли зловещей графини. Худрук Вахтанговского театра Анатолий Шульев в марте представит спектакль по пьесе под рабочим названием «Повести Пушкина», объединившей сюжеты «Метели», «Барышни-крестьянки», «Станционного смотрителя» и «Выстрела». В этом же месяце в «Сатириконе» выйдет «Дубровский» Якова Ломкина. В Театре имени Пушкина к работе над «Маленькими трагедиями» приступает Филипп Гуревич.

Другая примета наступающего сезона — обращение к кинематографу, что ярко отразилось в планах Театра на Бронной, где худрук Константин Богомолов ставит спектакли по сценарию Виктора Гусева «Свинарка и пастух», пьесе Константина Симонова «Русский вопрос» и роману Августа Якобсона «Жизнь в цитадели». Примечательно: советские фильмы по всем трем произведениям в свое время получили Сталинские премии.

В этом же театре Марина Брусникина создаст спектакль «Калина красная» по Шукшину. А в Театре Наций в конце сентября покажут «Последнее лето» Данила Чащина по киносценарию «Куоккала» современного автора сериалов Анны Козловой. В одной из главных ролей — Вениамин Смехов.