Крымское вино становится роскошью

Произведенные на полуострове вина - это для приехавших в Крым отдохнуть и повеселиться

Правительство начало разработку «Стратегии развития виноградарства и виноделия в РФ до конца 2050 года». Тема эта оптимистично прозвучала на Восточном экономическом форуме. К тому же «Аэрофлот» бесплатно поил лучшими образцами отечественного вина участников форума, пассажиров рейса Москва — Владивосток. Тем, кто попроще, наливали сухое белое и красное c Кубани. Пассажиры бизнес-класса дегустировали крымское белое и розовое игристое экстра брют. Цена одной такой коллекционной бутылки стартует от полутора тысяч рублей.

Крымчане такое игристое не пьют. Не потому что привереды — слишком дорого. Более того, произведенные на полуострове вина — это для приехавших в Крым отдохнуть и повеселиться. Увы, таких гостей минувшим летом было куда меньше обычного.

Село Родное в предгорьях севастопольской Балаклавы, уникальный винодельческий терруар Belmas Winery. «К нам второй год не летают самолеты, почти нет состоятельных туристов, которые еще недавно обеспечивали реализацию больше половины объема нашего вина», — поясняет Екатерина Бельмас, основательница винодельни. Коллеге вторит Денис Шарапов, производитель известной в регионе марки Vibes: «Поскольку нет авиасообщения, нет и потребителей премиального сегмента, в котором мы работаем. Продажи упали в разы».

Шарапов называет нынешнюю ситуацию в своем бизнесе критической. Солидных гостей нет, а большая часть здешних потребителей, которые могли бы приобретать дорогое авторское вино, покинули осажденный полуостров. Под постоянными атаками беспилотников ВСУ и ракетными налетами коллекционные напитки оставляют горькое послевкусие.

Но пить-то народ не перестал! Как сообщила главный нарколог республиканского Минздрава Марина Шоренко, нынешним летом потребление алкоголя в Крыму выросло в три раза по сравнению с прошлым. В основном потребляют гости, которые все-таки рискнули, приехали на отдых. Но туристы налегают не на крымское вино, а на продукцию соседнего Краснодарского края или на недорогие импортные напитки.

Но вернемся к федеральной «Стратегии». Рабочую группу по ее реализации возглавил гендиректор НИИ «Магарач» Владимир Лиховской. Кто не знает, ялтинский «Магарач» — старейший оте-чественный институт в ведении РАН. Магарачское казенное заведение было основано по указу императора Николая I и по инициативе генерал-губернатора Новороссии графа Воронцова еще в сентябре 1828 года. Нынче тут празднуют 195-летие. Хороший повод, чтобы 350 специалистов Крыма, Севастополя и остальной России собрались в Магараче на конференцию обсудить проблемы и перспективы винной отрасли.

— Нам нужно понимать, что мы будем пить к 2050 году, — вопрошал на конференции доктор сельскохозяйственных наук профессор Лиховской. — Какие сорта сейчас закладываем — кокур, шардоне или каберне? Что будет завтра востребовано потребителем?

Поспорив на эту животрепещущую тему, участники конференции сошлись на необходимости возрождения отечественного питомниководства, способного резко увеличить количество российских саженцев, — пока ими обеспечивается лишь 20-25% потребности. Далее пошла совсем приятная дискуссия. «Существует мода, которая отклоняется иногда от классического виноделия. Сегодня очень популярны оранжевые вина, возвращаются на сцену вина розовые. Эти тренды нужно изучать». Кто бы спорил...

Научно-практическая конференция и празднование юбилея НИИ завершились в Винном парке курортного комплекса Mriya Resort & Spa. Это самая престижная новая здравница крымского Южнобережья, давно уже выкупленная Сбербанком. Шикарное обслуживание, пляжи-бассейны, экзотические этноплощадки, собственные фруктовый сад и большой виноградник. Два года назад здесь был основан Центр винного туризма, успевший стать популярным.

Директор курорта Самвел Саруханян для начала посоветовал создателям «Стратегии виноградарства и виноделия» перенимать опыт Франции, Италии и Испании. Но потом, спохватившись, выразил уверенность в том, что к 2050 году «отрасль будет самостоятельной и российское виноделие будет одним из передовых во всем мире». Бурные аплодисменты, наливаем, занавес!

Ролики с праздника, выложенные на «Ютубе», вызвали живые отклики крымчан. Процитируем некоторые: «На видео стоимость бутылки вина — от двух до шести тысяч. Одни понты для богатых»; «Снова надувание щек, создание проблемы на ровном месте. Будут ли пить кокур и шардоне в 2050-м? Может, нужно делать оранжевое вино? Тьфу на вас!»; «Почему бы просто, как раньше, не собирать рислинг, совиньон, каберне, мускат, не перерабатывать их и не продавать по человеческой цене? Обеспечивать материалами людей, которые хотят сами делать вино? Почему перестали пускать на сбор остатков винограда бесплатно?»

Вопросы без ответов. Нет, это не постсоветская ностальгия. Оставить население Крыма и отдыхающих-бюджетников без натурального, качественного и одновременно доступного вина — просто свинство. Еще не так давно здешние винзаводы имели собственные магазины с вполне качественными напитками на розлив. У пляжей бочками стоял классный «сухарик». И никто даже не думал травиться.

Под показуху об элитном авторском виноделии и заботе о фискальных доходах все это теперь куда-то кануло, попало под запрет. Самая простецкая массандра стоит таких денег, каких у обычных людей, не ВИП-пассажиров, нет. Жаль пенсионеров, вынужденных перейти на самогон.

Воспоминанием студенческой молодости остался портвейн «Красный крымский». Получив стипендию, мы могли себе позволить. А что теперь употребляют в студенческих общагах? Пиво, мерзкую слабоалкогольную газировку и дешевую водку. Ркацители за два рубля с полтиной больше нет.