ОПАСНАЯ "VISA"

Российский владелец пластиковой карточки Visa, на счету которого было несколько тысяч долларов, остался в заграничной поездке без средств к существованию.

Решив стать владельцем пластиковой карты международной платежной системы Visa, многие наши граждане и не подозревают о подстерегающих их опасностях. Казалось бы, какие могут быть неприятности, если весь цивилизованный мир уже давно и без всяких проблем пользуется этими небольшими пластиковыми прямоугольниками, заменяющими наличные деньги, в магазинах, кафе, на бензоколонках, вокзалах, словом, повсюду. Мой друг, более сорока лет работающий за границей (в США и Великобритании), удивляется моему вопросу о том, случались ли у него конфликтные ситуации: "За все время у меня не было ни одной трудности, связанной с платежными картами, хотя я пользуюсь ими постоянно". Но Россия - не Америка и не Англия. В нашей стране владелец "Визы" может надолго лишиться немалых сумм, проклиная тот день, когда он получил этот пластик.
Вот ситуация, с которой сталкивались уже многие. Российский бизнесмен или турист берет напрокат легковой автомобиль в крупном европейском городе. Для этого на прокатной станции необходимо передать менеджеру пластиковую карту, чтобы тот произвел так называемую "авторизацию". Проще говоря, менеджер передает через посредников в российский банк, выдавший карту, поручение зарезервировать определенную сумму. Она нередко вдвое, а то и впятеро больше стоимости проката автомобиля. Вернув через какое-то время машину и подмахнув счет, россиянин уверен, что, кроме законно списанных денег, остальные его доллары, зарезервированные ранее прокатным пунктом, разблокированы. Но, вернувшись в Москву, узнает неприятную новость: запрет на пользование деньгами остается в силе. То ли зарубежные прокатчики забыли о российском клиенте, то ли по другим причинам, но "блокировка" остается. И теперь эти деньги для владельца карты недоступны. Чтобы исправить ошибку, отстоять свои законные права, россиянину, как правило, потребуется много времени, сил и нервов.
Когда меня предупреждал об этом знакомый банковский работник, я предпринял максимально возможные меры предосторожности, но "ловушки" избежать все-таки не удалось. Вначале я хотел заказать машину в Вене в компании "Hertz" и заранее обратился в ее московское отделение. Но тут вышла закавыка - мне не могли назвать сумму франшизы. Мало кто из россиян, пользующихся прокатом, знает, что это за штука, и, естественно, не спрашивает о ней. А зря. Франшиза - это сумма, которая не входит в страховку на случай аварии или повреждения автомобиля. Я был свидетелем, как мой соотечественник, беря машину, лишь уточнил мимоходом: "Страховка от повреждений включена?" - и, получив утвердительный ответ, спокойно сел за руль. На самом деле в крупных компаниях ("Hertz", "Budget" и других) страховка покрывает не все убытки. Ущерб до определенной суммы (например, до 300 или до 1000 долларов) должен оплачивать тот, кто взял машину, а уж все, что больше этой "планки", покрывает страховщик.
О подобных "тонкостях" российские граждане узнают порой слишком поздно. Вернувшись домой, они получают через десяток дней письмо из зарубежного прокатного пункта, в которое вложен счет за пользование машиной и еще счет за маленькую царапину на лакированном бампере, обнаруженную после мытья машины и оцененную, допустим, в 600 долларов (бывает и намного дороже). Об этой царапинке россиянин мог ничего не знать, ибо она появилась, когда он во время своего путешествия оставлял машину на ночь на платной стоянке. Однако нередко такой автомобиль с царапиной дают уже в прокатном пункте. Вот почему надо тщательнейшим образом, сантиметр за сантиметром, осматривать лимузин перед тем, как сесть за руль, и при возвращении на станцию проката. Ибо когда денежки автоматически снимаются с карточки, то сделать уже ничего нельзя.
Зная про эту "засаду", я и пытался выяснить, сколько же денег резервирует "Hertz" и какую сумму мне придется выкладывать в качестве франшизы, если, не дай Бог, кто-нибудь заденет бампер. Но в московском офисе, явно смущаясь, сказали, что венское отделение "Hertz" - единственное в Европе, где размер франшизы почему-то скрывают от клиентов. "Даже нам не говорят, - сокрушались в офисе, - хотя в парижском, римском или мадридском отделениях эти данные открыты для всех".
Не поверив, я позвонил из Москвы напрямую в Вену. Во время десятиминутного разговора сотрудник венского отделения "Hertz" ответил на все вопросы, кроме размера франшизы. Неофициальным путем я все-таки узнал, что эта сумма (надеюсь, что мой венский информатор не ошибся) может доходить до 1000 долларов. Стало понятно, почему сотрудники уходили от ответа: если объявить такую сумму личной ответственности водителя, то всех клиентов распугаешь. Но ведь и скрывать франшизу - тоже нечестно. У меня, например, доверие к этой фирме заметно уменьшилось.
Обратился в другую компанию - "Budget". Здесь франшиза была тоже немаленькая, но если заплатишь дополнительную страховку, то материальная ответственность клиента при повреждении машины резко снижалась. Вроде бы нормально, и я взял автомобиль на 10 дней. Хорошо, что сразу же осмотрел ее. На крыле увидел не очень заметную вмятину, не отмеченную в документах. Вызвал механика, и он исправил свою якобы "оплошность". Иначе с меня позже списали бы кругленькую сумму. Нередко за одну и ту же вмятинку расплачиваются 5 или 10 клиентов. В обговоренный день вернул машину, подписал счет и улетел в Москву. И уже в российской столице через несколько дней выяснилось, что работник венского отделения "Budget" по ошибке заблокировал на моем счете не одну, а две одинаковые суммы. Вернуть вторую сумму оказалось делом чрезвычайно трудным.
Работник службы помощи российского банка, чтобы вызволить мои "кровные", звонил за границу, в том числе и непосредственно в венское отделение "Budget". Но толку было мало. В венском прокатном пункте заявили, что претензий ко мне нет, но подтвердить это письменно почему-то не захотели. Отказались и разблокировать вторую сумму на моем счете, потому что "мы ее и не блокировали". Признаться в своей ошибке никто не пожелал. Московское отделение "Budget" в свою очередь обещало помочь, однако, несмотря на неоднократные звонки в Вену, тоже ничего не вышло. Ситуация зашла в тупик. "Не переживайте, - утешали меня в российском банке, - у других владельцев "Visa" по ошибке заблокировано или даже списано гораздо больше. Мы пытаемся помочь всем, постоянно воюем. Иногда на это уходит месяц, иногда - полгода, а бывает, и год. Будем надеяться, что ваши деньги все-таки удастся вернуть..."
После такого утешения стало совсем грустно.
Ждать у моря погоды не хотелось, и я решил подать иск в суд. Но не тут-то было. Судиться с международной платежной системой "Visa" оказалось невозможным, так как, оказывается, российские клиенты состоят "в отношениях" не с ней, а со своим банком. В договоре же с ним есть запись о том, что он не несет ответственности по тем ситуациям, которые вне его компетенции. То есть и здесь тупик. Можно, конечно, нанять венского адвоката и предъявить претензии к фирме "Budget", но для этого потребуются огромные средства. На Западе банк обратился бы к руководству компании по прокату автомобилей, и все решилось бы в пять минут. Но с россиянами дело обстоит иначе. Наши граждане, по сути, оказываются бесправными и беззащитными перед системой "Visa" и перед западными компаниями. Это грустно, но такова реальность.
Какие же практические выводы следуют из сказанного? Прежде всего без крайней необходимости не стоит пользоваться картами международных платежных систем. Лучше рассчитываться наличными. Хотя это и менее удобно, зато надежнее. Вот свежий пример. Известный российский экономист сделал в США дорогую покупку, стоимость которой дважды (опять по ошибке?) списали с его счета, используя его пластиковую карту. Она была полностью заблокирована, и он не мог ни рассчитаться за гостиницу, ни улететь в Москву. Доказать свою правоту на месте, естественно, не удалось. В кредит позвонил из отеля в российскую столицу друзьям - мол, спасайте, положение критическое. Были подключены серьезные силы. Американцам представили банковские распечатки, свидетельствующие о том, что за одну покупку плату взяли дважды. И только тогда, извинившись, россиянину разблокировали пластиковую карту. История закончилась благополучно, но ведь не у каждого нашего жителя есть такие влиятельные знакомые...
Все это полезно знать россиянам, выезжающим за рубеж. В том числе и простое правило: беря машину напрокат, следует проявить максимум внимания, обговорить все детали и проследить, чтобы были сделаны соответствующие записи в договоре. А в фирмы, которые замечены в обмане, лучше не обращаться.