ИЗ "ЛА СКАЛА" СО СВОИМ "САМОВАРОМ"

На пресс-конференции, предварявшей гастроли балета "Ла Скала" в Большом театре, посол Итальянской Республики в России Джанфранко Факко Бонетти признался, что было очень смелым поступком приехать в Россию со своим балетом.

Не знаю, известна ли господину послу поговорка о Туле и самоваре, но прозвучало это именно так. Итальянцы приехали не просто со своим балетом, а с балетом Прокофьева "Ромео и Джульетта" - спектаклем, овеянным у нас легендами.
Впрочем, версия знаменитого британского хореографа Кеннета Макмиллана - тоже уже легенда. Во-первых, просто потому, что спектаклю без малого сорок лет, а во-вторых, оттого что триумфальную премьеру тогда, в 1965-м, на сцене лондонского Королевского балета танцевали Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев.
Спектакль Большого театра Макмиллан в свое время видел. И это чувствуется. В построении групп, в мизансценах... Знаменитый бег Улановой, должно быть, так впечатлил его, что он попытался создать нечто подобное и для своей Джульетты. Первый многоактный опус британца - классический вариант драмбалета. Сегодня этому слишком уж традиционному спектаклю, пожалуй, недостает динамики, хотя нафталином от него не пахнет. Есть в нем какая-то подкупающая наивность. В царственной поступи миманса, в таких знакомых (хоть и вполне среднестатистических) Меркуцио и Тибальде. В том, как старательно пытался хореограф оживить толпу на площади, уходя от мертвящей симметрии, как образцово-показательно мечтает, а потом страдает Ромео.
Вместо обещанного поначалу Хулио Бокка в главной партии выступил Роберто Болле. Шесть лет назад именно этот спектакль открыл молодому танцовщику путь к званию первого солиста. Болле старше своего героя на какой-нибудь десяток лет, а внешне и вовсе ровесник. Ромео Макмиллана - не романтический юноша. Он просто юноша. В мимических сценах - озорник и повеса. В танцевальных - хорошо выученный классический танцовщик.
А вот образ, созданный Алессандрой Ферри, на составные части не разделить. "Звезда" мирового класса, prima ballerina assoluta театра "Ла Скала", Ферри получила эту роль 20 лет назад от самого Макмиллана в "Ковент-Гарден". Но и сегодня она все та же порывистая девчонка, самоотверженная любовница. Легкая, эфемерная - с сильными ногами и умопомрачительным подъемом, который сам по себе уже эстетическое наслаждение.
В "Ла Скала" Ферри выступает и в классическом, и в современном репертуаре. Например, в балетах Форсайта. Остается надеяться, что мы увидим их раньше, чем сорок лет спустя после постановки. Во всяком случае, как обещает генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, нынешние гастроли - это лишь начало. Начало долгого и плодотворного сотрудничества.