10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАМНИ НА ДОРОГАХ,

Смирнов Алексей
Опубликовано 01:01 15 Октября 2003г.
Еще с позапрошлого века в России выделяли две основные беды - дураки и дороги. И если последних за прошедшие времена не стало меньше, то первых, похоже, значительно поубавилось. Во всяком случае, среди чиновников различного ранга, ставших по известной формуле богатыми, потому что - умные. Правда, этот ум употребляется никак не на пользу державе, а больше ради собственного обогащения... Впрочем, посмотрим, как две российские проблемы тесно переплетаются в одном крупнейшем регионе - Кузбассе.

"Объясните, пожалуйста, куда уходят деньги из дорожных фондов? Налог платят все, а дороги все хуже и хуже. Вместо того чтобы дороги делать как надо, у нас руководство "мерседесы" и "крюзера" покупает. Конечно, на таких машинах за состоянием дорог можно и не следить... " Этот вопрос задан на официальном интернет-сайте администрации Кемеровской области в "Публичной приемной". Причем он, что называется, риторический. И, наверное, не зря в конце августа нынешнего года кемеровский губернатор Аман Тулеев поручил руководству Областной счетной палаты проверить финансово-хозяйственную деятельность кемеровской дирекции областного дорожного фонда. Судя по всему, его гендиректор Юрий Каменев развил такую активность, что настала пора... принимать конкретные меры. Кстати, до того момента, как Кузбасс возглавил Тулеев, "полтергейст" с нецелевым использованием бюджетных денег происходил в области с завидной регулярностью, заразив многих чиновников из команды бывшего губернатора Михаила Кислюка.
В этом году Генпрокуратура возобновила уголовное дело в отношении г-на Кислюка и его зама по экономике Сергея Лопарева. Речь идет о покупке десятилетней давности итальянского оборудования для переработки и упаковки сельхозпродукции на сумму более 200 миллионов долларов, реальная стоимость которой, как выяснилось позже, составляла сумму почти в пять раз меньшую. Тем самым Кемеровской области был нанесен значительный ущерб, что впоследствии подтвердила и проверка счетной палаты. И это не единичное уголовное дело, где фигурируют имена бывших высокопоставленных чиновников...
Российские дороги тем и хороши, что имеют характерную черту постоянно приходить в негодность, из-за чего на их обустройство и приведение в должный вид также постоянно нужны деньги. И немалые. Поэтому прежние чиновники быстро сообразили, что к чему и заполонили областной дорожный фонд. Там сразу же появились свои любимчики из числа приближенных подрядчиков, которые начали получать наиболее лакомые заказы.
Так, в тендере по дороге Томск - Мариинск, прошедшем в 2001 году, "чужих" подрядчиков прямо попросили заявок на конкурс не присылать. Условия конкурса были так искусно и мудрено придуманы, что победить в них могла лишь одна фирма, а вернее, один человек - небез-ызвест-ный в Кемерове бизнесмен-дорожник Валерий Пошепчинский. Что в итоге и произошло.
Подобная схема, примененная и на других тендерах, полностью исключала реальную конкуренцию и всегда выводила на первое место одного из ее авторов, позволяя хорошо кормиться от бюджетного пирога и вести дорожное строительство, как говорят математики, вплоть до бесконечности. И все это - на глазах у руководителя областного дорожного фонда Юрия Каменева, которого, видимо, такие "конкурсы" вполне устраивали. Хотя на это безобразие неоднократно обращали внимание обиженные подрядчики из числа фирм-"изгоев", Каменев стойко игнорировал все жалобы. Вот тогда-то все и сделали вывод об устойчивых интересах главы облдорфонда в бизнесе победителя тендеров.
Кстати, о влиянии Валерия Пошепчинского в сфере дорстроя говорит такой факт. В свое время на кредитные 1 миллион долларов, "пробитые" экс-губернатором Кислюком для развития дорожной отрасли региона, была приобретена дорожная техника, две трети которой в конце концов оказались в аренде не у государственного ДРСУ, а у частных фирм Пошепчинского. Такое странное статус-кво сохраняется. Причем дорожные работы на этой технике пошепчинские фирмы активно ведут в других областях, а кемеровские ДРСУ вынуждены проводить элементарный ямочный ремонт дедовским способом - обычными отбойными молотками, на допотопных катках и асфальтоукладчиках.
Аналогичная история произошла и с автодорогой Кузбасс - Алтай в Гурьевском районе, тендер на которую выиграл опять же Пошепчинский. Уже вскоре после ее сдачи в эксплуатацию на поверхность трассы стали вылезать все огрехи строителей. Но если в предыдущем случае цена вопроса составляла 400 миллионов рублей, то здесь уже - около миллиарда. Областная дорожная экономика оказалась такой "экономной", что кемеровские дороги трещат по швам.
Самое интересное, что на кузбасскоалтайскую дорогу заканчивается гарантийный срок, и если претензии предъявить позже, то и ремонт будет проводиться уже не за счет непрофессионального подрядчика, а на бюджетные деньги. Однако облдорфонд почему-то не торопится с претензиями. Впрочем, последнее неудивительно, если учесть, что Каменев впервые занялся обустройством автомагистралей совсем недавно. Зато он уже давно пребывает в устойчивых деловых и дружеских отношениях с Валерием Пошепчинским.
Мягкий, неконфликтный человек с грустными глазами, Юрий Викторович Каменев после окончания инженерно-экономического факультета Кузбасского политеха со специальностью "горный инженер-экономист" всю сознательную жизнь посвятил угольной отрасли. Начав участковым горным нормировщиком, за четыре года он прошел успешный служебный путь и в начале 90-х стал зам. директора по экономическим вопросам якутского НПО "СААС". Правда, потом занялся оптовыми поставками угля и маттехобеспечением угольных предприятий. Лишь с 1999 года г-н Каменев переключился на дороги, занявшись организацией материально-технического снабжения подрядчиков и организаций облдорфонда. К слову, "серьезная" фирма г-на Каменева состояла всего из четырех человек (сейчас под его началом аж две с половиной тысячи!) и базировалась в здании, принадлежавшем Пошепчинскому, занимаясь в основном обеспечением потребностей его многочисленных фирм. Так что пошептать нужным людям за бывшего горного инженера было кому. Впрочем, кто пролоббировал назначение непрофессионала на пост главы облдорфонда, точно не известно. Однако поначалу вместе с Каменевым пришли и неплохие бюджетные вливания из центра. Правда, очень быстро они были свернуты, но что случилось - то случилось. И для некоторых бизнесменов-дорожников наступило благостное время.
У начальника облдорфонда дела с исполнением непосредственных профессиональных обязанностей обстоят нелучшим образом. Это подтверждает печальная история с одним из кемеровских мостов через реку Томь, того, который, на свою беду, оказался в муниципальной собственности. Эта жизненно необходимая городу железобетонная артерия требует уже не просто оперативного вмешательства и срочной реконструкции, а просто изначального возведения. Вся проблема в том, что федеральное Министерство транспорта всячески открещивается от бедного сооружения, перекладывая ответственность (а значит, и расходы) на регион. Что, впрочем, вполне понятно - у каждого свои задачи.
Однако у кемеровской администрации лишних денег на возведение нового моста попросту нет, и с инициативой чиновников - большие проблемы. В таких условиях, казалось бы, главный областной дорожник Каменев должен через Минтранс (или Минфин) "пробить" финансовый поток для своего родного муниципального моста. Ан нет, он не предпринял ни единой попытки решить злосчастный вопрос. Каменев не то что не обивал пороги Минтранса, а даже ни разу не был ни на одном совещании министерства, там, где и решаются стратегические вопросы отрасли, в том числе и финансирования дорстроя... Он хотя бы съездил к красноярским или алтайским соседям-дорожникам, у которых многому можно было бы научиться в организации дорожного строительства, и там поднабрался бы опыта. Вместо этого "авторитетный дорожник" активно имитирует бурную деятельность. Так, под его непосредственным руководством разработана целая концепция реформирования дорожного хозяйства Кемеровской области. Однако, как отмечают специалисты, она почему-то на 90 процентов состоит только из тезисов аналогичной федеральной программы.
Беда в том, что, говорят, пером автора водила рука Пошепчинского. Самостоятельно же написанной частью этой концепции стало положение о радикальном сокращении в области ДРСУ. При этом понятно беспокойство некоторых руководителей крупнейших подрядных организаций Кемеровского облдорфонда, которые в итоге могут лишиться своих подрядов. Ведь тогда все заказы (и все бюджетные деньги) достанутся лишь фирмам.
Программа работ на 2003 год даже весной еще не была утверждена, долги перед "чужими" подрядчиками все увеличивались, взаимозачетные схемы практически перестали работать, а должники дорожного фонда заморозили все выплаты. Мало того, помимо департамента дорожного строительства, в администрации области согласно той же концепции, образована дополнительная бюрократическая надстройка в виде ГУ "Кузбасское управление автомобильными дорогами". И все это при том, что дороги региона остаются в падчерицах у г-на Каменева, забывшего (или незнающего) о важности дорожной инфраструктуры для многочисленных крупных промышленных предприятий.
Сегодня нельзя не заметить, что Кузбасс, динамично развиваясь, рванул вперед в экономике. Этому, думается, в немалой степени способствует и стратегическое видение проблем региона его руководителем. Еще год назад в своем бюджетном послании губернатор Кемеровской области Аман Тулеев призвал всех жить по бюджету, то бишь - по средствам и по совести, просчитывая каждый рубль и каждую копейку, которые складываются в областном бюджете в миллиарды.
"Наша с вами задача - жесточайшая экономия бюджетных средств, - заявил кузбасский руководитель. - Без конца говорим о том, что бюджет у нас напряженный, а деньгам счета по-настоящему не ведем". Но, видимо, некоторые кемеровские чиновники недостаточно внимательно прислушиваются к своему руководителю. Наверное, из-за своей некомпетентности и дефицита стратегического мышления.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников