НЕУЧЕНЬЯ - ТЬМА

Из-за финансового кризиса работники могут остаться без привычных тренингов и курсов повышения квалификации. Экономить компании будут в первую очередь на обучении менеджеров среднего звена.

В начале октября консалтинговая компания AXES Management провела исследование, опросив HR-директоров 87 крупнейших российских предприятий. 40% компаний заявили, что собираются сокращать затраты на обучение персонала. Компании рассчитывают сократить подобные траты в среднем на 14,1%.
Больше всего сэкономят предприятия производственного сектора. Им приходится обучать и переобучать, по данным AXES Management, половину сотрудников в год. Недалеко ушли и розничные сети (46% сотрудников в год).
ГУД-БАЙ, АМЕРИКА
В первую очередь сокращение коснется дорогих зарубежных командировок. Например, в "ВымпелКоме" исследователи из департамента разработок раньше часто участвовали в иностранных семинарах и конференциях. "Теперь нам придется пересмотреть подобные программы, ведь участие человека в такой конференции стоит от 2 до 5 тысяч долларов", - объясняет HR-директор "ВымпелКома" Марина Новикова. Она также добавляет, что компания точно не будет сокращать затраты на профессиональное обучение, например, инженеров по монтажу базовых станций. В "ВымпелКоме" не исключают и возможности сокращения затрат на программу подготовки будущих топ-менеджеров совместно с Центром креативного лидерства. Возможно, они будут готовить меньше специалистов.
По словам Татьяны Терентьевой, директора по персоналу и организационному развитию "Эксмо", в издательстве сокращаются затраты на обучение персонала: остаются лишь обязательные программы обучения для редакторов, маркетологов и продавцов.
Некоторые компании не планируют снижать затраты, но отказываются от необязательных образовательных программ. В ассоциации ресторанов "Веста-центр интернешнл", в которую входят японские рестораны "Якитория" и "Гин-но Таки", собирались обучать в течение будущего года 120 менеджеров среднего звена основам японской культуры, искусства, истории. Стоимость обучения одного человека - 12 тысяч рублей. "Возможно, мы вернемся к этому проекту, но сократим либо количество обучаемых, либо затраты до 6 тысяч рублей на человека", - подводит итог Ольга Деревянкина, HR-директор компании.
СВОИМИ СИЛАМИ
Большинство обучающих программ компаниям теперь придется проводить с помощью собственных сотрудников. Особенно это касается массовых программ по менеджерским навыкам или переговорам. Раньше подобные программы отдавали внешним бизнес-тренерам и стоимость обучения составляла около 30 тысяч рублей за занятие для группы из 10-15 человек.
Из внешнего обучения оставят только обязательные профессиональные программы, необходимые для сертификации, а также программы, влияющие на прибыль или производительность (продажи, клиентский сервис, управление изменениями). "Тайм-менеджмент, стресс-менеджмент - это в настоящий момент роскошь", - объясняет консультант практики обучения и развития компании AXES Management Анастасия Астанаева.
Экономить на обучении не будут либо самые эффективные компании, либо те, кто уже провел сокращения персонала, ведь большую часть затрат на персонал (90-95%) составляет заработная плата. До сего момента больше всего денег на обучение персонала тратили инвестиционные компании - 1,6% от затрат на персонал. Например, компания "Брокеркредитсервис" (БКС) на прошлой неделе сократила 50 человек, но программа обучения на IV квартал 2008 года уже работает, и урезать ее БКС не планирует.
Затраты
СТОИМОСТЬ ЧАСА ОБУЧЕНИЯ В РАЗНЫХ СФЕРАХ
140 рублей
- рядовой сотрудник на производстве
341 рублей
- рядовой сотрудник в сфере товаров широкого потребления
789 рублей
- топ-менеджер на производстве
1175 рублей
- рядовой сотрудник в финансах
4250 рублей
- топ-менеджер в финансах
Источник: AXES Management