Главная Культура 01:16 15 Октября 2009 7798
Александр Балуев: «Вообще-то я с детства такой. Неболтливый»
В ближайшее время выйдут несколько больших кинопроектов с участием актера Александра Балуева. Один из них — фантастический фильм «Запрещенная реальность» — уже на экранах страны. О новых ролях, любви к горам, огульных продюсерах и Голливуде Александр расс
Самойлова Елена

— Вы слывете сдержанным и неразговорчивым человеком. Эта черта характера пришла с возрастом?

— Так и есть, с журналистами я сдержан, поскольку они, мягко говоря, народ фантазирующий, много неправды про меня писали. Конечно, с возрастом и опытом приходит понимание того, с кем и о чем стоит говорить. Но вообще-то я с детства такой. Неболтливый. Мог в гостях просидеть и ни единого слова не сказать. А когда к нам гости приходили, всегда пытался отдельно от них существовать. Все потому, что очень стеснялся: в детстве я был застенчив и ни о какой публичности не думал.

— Вы с родителями жили на Котельнической набережной, на Смоленской, сейчас — на Арбате. Какая она, Москва вашего детства? И какая она для вас сейчас?

— Москва — родной для меня город, и я её люблю, что бы с ней ни вытворяли. Я не градостроитель, но то, что сейчас делается, считаю варварством. Все эти замороженные сосульки вроде «Сити» выглядели бы красиво где-нибудь в Сингапуре, где все одинаково железобетонное, возникшее на месте лачуг. Где не было многовековой истории, которую надо сохранять, а была необходимость построить жилье людям. Грубо говоря, одна тема: нашли нефть на практически голом месте — и давай на радостях сосульки из стекла и металла ставить. Но когда у места есть глубочайшая и яркая история, так размашисто её уничтожать непростительно. Что касается детства — да, я родился на Котельнической набережной. Первое, что вспоминается, — в дворах в центре города в те времена было много бараков и деревянных построек.

— В начале 60-х в центре ещё было много бараков?

— Странно, но ещё каких-то 40 лет назад это было реальностью. На Смоленке в основном одни бараки и стояли. Общий подъезд, бесконечный коридор и двери в комнаты-квартиры во все стороны. По этим длинным коридорам мы любили бегать, играть там в казаков-разбойников. Почти в каждом дворе были булочные, вернее, пекарни, где пекли свежий хлеб. Поэтому Москва моего детства — это ещё и запах свежеиспеченного хлеба. А сейчас в Москве вообще ничем не пахнет.

— Выхлопами от машин.

— Да, каким-то жутким загазованным бензинным воздухом. Что делать, как решать проблему вечных пробок, я не знаю, но бороться с этим надо.

— Поэтому вы с семьей и переехали жить за город?

— И поэтому тоже. Но проблема не только к Москве относится. Так сложилось, что живу в разных местах, в том числе в Варшаве, но везде — за городом. Я понял: природа — это мое.

— Что касается нашей столицы. Вы снимались у четы Барщевских в «Московской саге». Каковы ваши ощущения от работы с семьей режиссеров, продюсеров, сценаристов?

— Недавно закончились съемки в картине «Конферансье». Только тут Антон уже не продюсер, а режиссер. «Московскую сагу» снимал его отец, Дмитрий Барщевский, сценарий написала его мама — Наталья Виолина. То, что я четко осознал, работая с ними, — это люди кино. В конечном счете все равно, выступают ли они в роли продюсеров, режиссеров или сценаристов, — они живут кинематографом, говорят на киноязыке.

— Что у вас за герой в фильме «Конферансье»?

— Мы с Мариной Голуб играем чету Яковлевых, которые являются заказчиками корпоратива. Мой герой — человек состоятельный, возглавляет большую фирму и в честь юбилея своей компании устраивает праздник. Вести корпоратив предложено главному герою фильма. А во что все это вылилось, зрители картины увидят сами.

— Современные реалии?

— Докризисные по крайней мере. Есть те, кто заказывает то, что любит и за что может заплатить. И есть те, кто готов им это предоставить. В общем, выписывать Элтона Джона или Мадонну на праздник — нормальное состояние некоторой прослойки нашего общества.

— Вам доводилось вести подобные праздники?

— Нет, никогда.

— Часто ваши успешные кино- и театральные работы — результат сотрудничества с режиссерами-новаторами. «Жена керосинщика» Кайдановского, «Му-Му» Грымова, «Изгнание» Звягинцева, если говорить о кино. Как вам кажется, каковы возможности развития российского кино — уход ли в авторское или продюсерский голливудский подход?

— Не знаю. Знаю, чего не хватает нашему кино — сориентированности на зрителя. Если говорить о масспродукте, у нас ведь порой вообще непонятно, для кого снимается кино. Наши кинематографисты не могут никак понять, распознать, в чем эти широкие массы нуждаются. Им кажется, что стране нужен «Комеди клаб», его и навязывают. Не говорю, что он не нужен, но уж точно не всей стране. Должно быть и новаторское авторское кино, и кино для широких масс, и «Комеди клаб» — много разного. Сколько ещё лет должно пройти, чтобы до всех дошло — кальки голливудских блокбастеров здесь не проходят? Ну не собираются бешеные миллионы за эти их уик-энды. Не идут уже на это даже тинейджеры. Заставьте их тогда, что ли, насильно водите в кино классами. Или задумайтесь наконец о том, что не тем заняты. Один продюсер замечательно сказал после «Евровидения»: «Дайте нам денег, мы сделаем вам какие угодно чудеса. Конечный результат зависит от того, какое количество денежной массы в это вкладывается». И это действительно работает. Только в том, что касается шоу-бизнеса.

— Вопрос исключительно в деньгах?

— Вообще в России деньги не играют такую роль, как в Америке, в Голливуде. А нас хотят убедить в обратном, дескать, в деньгах счастье. Да никогда этого не было. Ментальность другая. От них нам несчастья больше: все эти криминальные истории, отсутствие свободы. Бедные и несчастные олигархи, мне их по большому счету жалко. Да-да, не смейтесь. Их дети просто так в кино сходить не могут — повсюду с охраной передвигаются. Это же жизнь в золотой клетке. И тот калькулятор, с которым к американскому зрителю можно подойти, в российских реалиях бессилен. Надо свои исследования проводить, а не огульно: сделаем как в «Матрице», а потом не знают, как вбуханные деньги возвращать.

— Говорите со знанием дела. Вы ведь снимались в Голливуде. Работа там предполагает хорошее знание языка. Какими языками вы владеете?

— Лучше всего я говорю на русском (смеется). На бытовом уровне владею английским и польским. А потом, мне ведь в Голливуде пришлось только русских играть, причем подчеркнуто русских героев. В контексте моих персонажей английским языком я владел нормально — американцы меня понимали. Если бы произошло чудо и меня позвали сыграть американца, тут моего знания английского было бы недостаточно.

— А ваша дочь-билингва на каком языке преимущественно говорит?

— Тоже на русском. Потому что большую часть своей шестилетней жизни прожила здесь. Когда приезжает к маме на родину, переходит на польский. Но только не дома — дома родители больше на русском общаются. А в детском саду она учит английский и итальянский языки. Очень хочу, чтобы она как можно скорее поняла, что знание языков просто необходимо для того, чтобы лучше понимать мир. Все-таки она, в отличие от меня, родилась не за железной занавеской — мир для нее открыт.

— Вашу дочь зовут Мария-Анна. Как обычно вы её называете? Как с женой не путаете?

— Марусей, иногда — Марией Александровной, но на имя-отчество она не сразу реагирует.

— Вашей дочери шесть лет. Проявляет ли она уже определенный талант к чему-то?

— «Во всем талантлива», — сказал отец (смеется). Вообще я, конечно, присматриваюсь к тому, что она любит. А как иначе понять? Не отдавать же ребенка в какой-то испытательный интернат, чтобы её там на пристрастия тестировали. Заметил, что Маруся очень любит музыку слушать, рисовать. Всем дорогим ей людям подарки в виде рисунков дарит. У нас в доме все стены завешаны её работами — принцессы, мама с папой, няня, человечки какие-то. В общем, кого знает, того и рисует. И, естественно, как все дети, она любит резвиться, бегать, на велосипеде кататься. Вот такие таланты и способности.

— Ваша жена Мария, журналист и психолог, писала детские сказки. Занимается она сейчас чем то, кроме семьи?

— Нет, своей профессией не занимается. Ей сейчас, как я понимаю, вполне хватает забот о семье и ведения хозяйства, довольно большого.

— Как жена Мария согласилась переехать жить в Россию и долго ли привыкала к здешнему укладу?

— Знаете, привыкнуть к этому невозможно. Она до сих пор не привыкла и, наверное, не привыкнет уже. У нас жизнь кочевая: я в России в основном нахожусь, когда работаю, но мы часто ездим в Польшу и вообще к одному месту не привязываемся — все время в разъездах. Так что привыкать у нее необходимости нет. И слава богу. Привыкнуть к нашей ментальности — грубости, которая существует во всех, начиная от работников магазина и заканчивая чиновниками, — европейцу невозможно. С этим надо родиться и умереть. У нас же везде такой ненавязчивый сервис, что Мария раньше чуть в обморок не падала от ужаса. А теперь понимает, что это данность и совсем по-другому не будет. Мне проще, я с этим рожден, поэтому реагирую адекватно.

— Вы говорили, что любите проводить свободное время с семьей, катаясь на горных лыжах. А летом что приносит радость?

— А у нас сейчас и в Москве всегда снег есть — круглогодичная «труба» с искусственным снегом в Подмосковье. Позавчера только катался там на лыжах. Люблю это дело, но не до фанатизма. Очень нравятся такие места, как Красная Поляна, Закопане, горные районы Швейцарии. Меня туда тянет. Так они завораживают, что понимаю: если я и был кем-то в прошлой жизни, то, видимо, булыжником с этих скал. Мне там никогда не бывает скучно. Когда вижу Альпы или ещё какие-то махины горных хребтов, в непрерывном восхищении нахожусь. Катаюсь на горных лыжах всю свою жизнь, с младых ногтей. А то кто-нибудь подумает, что это я оттого, что на них начали кататься президенты нашей страны.

— Извините за странный вопрос, но задам напоследок. С боксером Николаем Валуевым, с которым у вас разница в фамилиях в одной букве, пересекаться не приходилось?

— Кстати, когда Янковский снимал «Башку», хотел меня тоже позвать сыграть в картине. Это единственный раз, когда режиссеры хотели нас скрестить каким-то образом, Балуев-Валуев. Больше поводов не было. Но, если возникнет, с удовольствием пожму руку этому знаменитому гиганту.

Наше досье

Александр Балуев родился 6 декабря 1958 года в Москве. В детстве хотел стать спортсменом, но потом решил стать артистом. Окончил школу-студию МХАТ. Играл в Театре Советской армии, Театре им. Ермоловой. С 1980-х играет в антрепризах. Считает своим крестным отцом в кино Александра Кайдановского. Снялся в фильмах «Жена керосинщика», «Прорва», «Ричард Львиное сердце», «Миротворец» (США), «Му-му», «Столкновение с бездной» (США), «Каменская», «Затворник», «В августе 44-го», «Спецназ», «Олигарх», «Благословите женщину», «Московская сага», «Турецкий гамбит», «1612», «Изгнание», «Инди», «Запрещенная реальность» и ещё в почти 60 картинах. Женат на польке Марии. В 2003 году у Александра и Марии родилась дочь Мария-Анна.

В спектакле Малого театра «Виндзорские женушки», кажется, есть все, что привлекает зрителей

Любовь Лебедина
Роль пьяницы и дебошира Джона Фальстафа креативно исполнил Александр Клюев

В шекспировской комедии, где героини стремятся отстоять свое эго и быть наравне с мужчинами, лихо закручен сюжет, запутаны отношения, а лабиринт коридоров и комнат, созданных воображением сценографа Максим Обрезкова, не позволяет действию застыть. Оказывается,...

Вспоминаем народную артистку СССР в канун 100-летия со дня ее рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Нонна Викторовна, которая играла Ульян да Степанид, порой мечтала «графиней прикинуться». Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Талантливыми актрисами Россия никогда не была обделена — достаточно вспомнить имена Веры Холодной, Любови Орловой, Веры Марецкой, Валентины Серовой, Марины Ладыниной, Фаины Раневской, Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой, Инны...

На наши экраны выходит фильм «Новая волна» - один из хитов Каннского кинофестиваля - 2025

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна». Фото: kinopoisk.ru

Картина американского независимого режиссера Ричарда Линклейтера посвящена съемкам культовой ленты Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», которая в самом начале 1960-х стала манифестом французской «новой волны» —...

Народной артистке СССР 12 ноября могло бы исполниться 90 лет. Рассказываем о ее фильмах, книгах, ролях и мужьях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В ее облике хрупкость и женственность сочетались с несгибаемым внутренним стержнем. Фото: Игорь Гневашев, globallookpress.com

Замечательных актрис у нас много, а Людмила Гурченко была, есть и уже пребудет вечно в единственном числе. Ее неповторимость, уникальность проявлялись не только в фильмах, но и в самом ее облике, в котором...

Вспоминая великую балерину, попытаемся понять, в чем магия ее искусства

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: © Viktor Chernov, globallookpress.com

20 ноября мир готов отметить (а местами уже вовсю отмечает) столетие Майи Плисецкой. Даже неловко добавлять к этому имени слова «балерина» или «хореограф» — кажется, кто такая Плисецкая, не знают...

Чеки Карио скончался от рака в возрасте 72 лет

Чеки Карио в фильме «Доберман». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Во Франции ушёл из жизни известный актёр Чеки Карио. Об этом сообщает информационное агентство «Франс Пресс» со ссылкой на представителя артиста Элизабет Таннер. «Валери Керузоре, его жена, и их дети с болью сообщают о смерти...

О параллельных реальностях размышляет худрук Российского академического молодежного театра Алексей Бородин в своем спектакле «Игра интересов»

Анна Чепурнова
Фото эпизода спектакля, предоставлено РАМТом

Все мы в последние годы живем в раздвоенной реальности. Для многих жизнь вроде бы продолжает идти своим чередом, а где-то не так уж далеко гремят взрывы и гибнут люди. О подобных параллельных реальностях размышляет художественный руководитель...

Вспоминаем знаменитого советского актера в канун 95-летия со дня его рождения

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Знаменитым Рыбникова сделала, конечно, «Весна на Заречной улице». Фото: Вячеслав Панов, globallookpress.com

Николай Рыбников не был красавцем подобно Олегу Стриженову, Василию Лановому или Вячеславу Тихонову. У него была простецкая внешность парня с нашей (или соседней) улицы. Но свет его глаз, располагающая улыбка, неуловимое,...

Накануне своего столетнего юбилея выдающийся историк и публицист Рой Медведев поделился с «Трудом» мыслями о прошлом, настоящем и будущем

Борис Хват
Труд
Наиболее интересна писателю фигура президента России Владимира Путина. Фото: KremlinRussia, globallookpress.com

Вся его жизнь — отражение бурной российской истории: от эпохи террора до вертикали власти. Он не только исследователь, но и очевидец суровых времен. Родился 14 ноября 1925 года в послереволюционной...

Культура 00:01 / 07 Ноября 2025 3329
Календарь: 7 ноября

В этот день в 1934 году вышел в прокат художественный фильм «Чапаев»

Труд
Постер к х/ф «Чапаев», 1934, Ленфильм. Фото: kinopoisk.ru

1708 Петр I, стоявший с армией в Погребках на Десне, получил от Меншикова письмо с извещением об измене гетмана Мазепы. 1807 Россия объявила войну Англии в ответ на нападение английского флота...

Культура 00:15 / 21 Ноября 2025 3227
А кто не пьет? Назови!

Разговоры о необходимости бороться с этой бедой не утихают. И вот канал «Пятница!» перешел от слов к делу

Сергей Беднов
Труд
Больная Волочкова заявилась на лимузине, больной Джигурда – на мотоцикле. Фото: Максим Константинов, Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вопрос Велюрова сегодня столь же актуален, сколь и «печалька» Салтыкова-Щедрина, уверенного, что и через сотни лет в России будут квасить. Да, в списке стран с высоким уровнем алкоголизации наша необъятная...

А за роль в фильме «Ширли Валентайн» она выдвигалась на премию «Оскар»

Фото из открытых источников

Ушла из жизни известная британская актриса Полин Коллинз. Об этом сообщило интернет-издание Deadline со ссылкой на заявление ее родных. «Полин была столь многогранной личностью для стольких людей, играя самые разные роли в своей жизни....

Егору Криду присвоено звание заслуженного артиста Республики Башкортостан

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Егор Крид в образе. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Руководитель Башкортостана Радий Хабиров присвоил звание заслуженного артиста республики некоему Егору Криду. Теперь войдет в историю культуры как либерал, демократ, человек широких взглядов. Вы, небось, и не знаете, кто такой...

Культура 22:01 / 08 Ноября 2025 3093
«Пятница!» и пьяницы

На телеканале стартует проект «Звезды под капельницей»

Труд
Среди героев нового шоу - Никита Джигурда. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Развлекательный телеканал верен себе. Три года назад он запустил реалити «Рабы любви», где пытался наставить на путь истинный девушек с пониженной социальной ответственностью. Неизвестно, получилось ли в итоге...

После нашумевшей кражи в Лувре не только Франции придется переосмыслить систему защиты художественного наследия

Елена Широян, искусствовед
Труд
Пароль от системе видеонаблюдения в Лувре был... Louvre. Фото: Vincent Isore/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Расследование дерзкой кражи сокровищ из Лувра, которую уже поспешили назвать «ограблением века», ведут около сотни детективов из французской Бригады по борьбе с бандитизмом. Все понимают: времени на возвращение...

На инстинкт продолжения рода наше воинственно настроенное телевидение влияет крайне пагубно

Сергей Беднов
Труд
Такое ощущение, что легендарное «Обязательно бахнем» вот этого персонажа фильма «ДМБ» стало лозунгом всех крупных российских каналов

Год назад Госдума признала нацпроект «Демография» проваленным. Ни маткапитал, ни льготы так и не подвигли неблагодарных россиянок на продолжение рода. Повздыхав, депутаты принялись выдумывать новые заманухи...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?