07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГОРОД ЗИЛ

Веледницкий Анатолий
Опубликовано 01:01 15 Ноября 2000г.
АМО ЗИЛ - старейший автозавод России, создан в 1916 году. В 1996-м контрольный пакет акций предприятия приобретен московским правительством. Основная продукция - автомобили грузоподъемностью до 6 тонн и автобусы на базе малотоннажного автомобиля ЗИЛ-5301 "Бычок". Хорошо известны также холодильники "ЗИЛ", которые теперь оснащены компрессорами фирмы "Занусси".

Прохожие в столице останавливались и провожали нас удивленными взглядами. Впереди ехал милицейский "газик" с мигалкой, за ним кавалькада небольших, комфортабельных автобусов. Руководство ЗИЛа решило наглядно продемонстрировать горожанам и приглащенным в автобусы представителям СМИ, что завод жив. И выпускает отнюдь не "машины вчерашнего дня", как утверждали чиновники гайдаровского правительства, в трудный час лишившие многотысячный коллектив автозаводцев государственной поддержки.
ПОЛТОРА ГРУЗОВИКА НА ДЕРЕВНЮ
ЗИЛ - это целый город - с мостовыми, тротуарами, дорожными знаками. Есть даже "своя" ГИБДД. И первым зиловцем, отвечавшим на вопросы корреспондента "Труда", оказался инспектор капитан милиции Южного округа Александр Жмаев:
- ЗИЛ занимает площадь 264 гектара. Чтобы пройти из конца в конец, нужно не меньше получаса. Поэтому действует три автобусных маршрута. Во время пересменки интервал составляет 3-4 минуты. Проезд бесплатный. На территории завода те же правила уличного движения, что и в городе. Только есть ограничения скорости -30 км/час. Но ДТП случаются. Недавно грузовик опрокинулся из-за неправильного крепления груза, к счастью, обошлось без жертв. А вот светофоров у нас нет, недавно последний убрали за ненадобностью.
ЗИЛ производит впечатление преуспевающего предприятия. На стенке объявление - работникам предлагают ехать в заводские дома отдыха в Подмосковье и на юге, у Черного моря. Аккуратные газоны, чистая, ухоженная территория, соцстраховские путевки - все напоминает старые добрые времена, когда ЗИЛ был флагманом отечественного машиностроения и его представители неизменно возглавляли колонну Пролетарского района столицы на праздничных демонстрациях. А грузовики "ЗИЛ-130" с демонстрантами были как две капли воды похожи на машины, проезжавшие по брусчатке Красной площади во время военного парада. Армейские машины составляли тогда 60 процентов госзаказа, который на заводе воспринимали как нечто само собой разумеющееся. Теперь армия закупает всего 40 машин в год.
- Прошлого не вернуть, - говорит генеральный директор завода Валерий НОСОВ. - Сейчас можно обходиться и без госзаказа. Но без поддержки государства такие монстры, как ЗИЛ, ГАЗ или КаМАЗ, не выживут. И тогда наше сельское хозяйство останется с гужевым транспортом. Несколько лет назад крестьяне из восьми списанных машин собирали пять. Потом из пяти собирали две. Сейчас в селе в среднем на хозяйство, пожалуй, осталось по полтора автомобиля. Поэтому политика государства в отношении своих автопроизводителей должна измениться.
НАШ РОБОТ УДИВИЛ "ФОРДА"
В цехе сварки грузовых кабин я не сразу заметил, что нет рабочих. Ни одного! Навстречу непрерывно плыли по конвейеру детали кабины. Их подхватывали руки роботов, крутили, укладывая поудобнее. Потом стены освещали всполохи сварки, уже другие роботы толкали кабину на следующую позицию.
- Да, человеческие руки не прикасаются к деталям кабины, - подтвердил начальник цеха сварки кабин Николай Чапаев. - Это делают 86 японских роботов, которыми командуют компьютеры. Инженеры-электронщики задают им программы, следят за работой электроники. И получают за это зарплату в 3500-4000 рублей. На Западе ни таких зарплат, ни таких цехов нет. Приезжал к нам как-то главный инженер с "Форда". Позавидовал.
- Прямо так и позавидовал?
-А что вы удивляетесь? Ни на одном американском заводе никогда не производили такого количества грузовых автомобилей. У нас оборудование рассчитано на выпуск 230 тысяч автомобилей в год. Но сейчас нет такой потребности. Мелкому частнику, у которого свой магазин стройматериалов, одного грузовичка за глаза хватит. Хотя сельский производитель много бы взял, но он сидит без денег, ему платить нечем. Поэтому завод производит 30 тысяч машин. Столько можно продать в стране. Правда, с недавних пор автомобили начали отправлять на экспорт.
"ЧЛЕНОВОЗ" НА ВКУС ХОЗЯИНА
Автомобильный завод чем-то похож на театр, где вместо гримерных - цехи, отделы. А главный конвейер - это вроде сцены, где идет беспрерывное действо под названием "Рождение автомобиля".
- Длина головного конвейера - 456 метров. Узлы поступают сверху, по системе подвесных конвейеров, длина которых - 23 километра, - рассказывает Игорь КРЫСОВ, заместитель главного инженера. -Одно время мы пытались, как на ВАЗе, использовать велосипеды, чтобы мастер мог быстро до затора добраться. Но потом нашли другое решение: всю линию разбили на участки, за которыми персонально закрепили спецов.
Когда я 41 год назад пришел на завод, то один рубль зарабатывал в конструкторском бюро, второй, дополнительный, - на этом самом конвейере. Чтобы подработать, инженеры выходили сюда во вторую смену.
Сегодня ЗИЛ выпускает три основных типа "Бычка". Но вокруг завода существует масса мелких фирм, они и производят десятки модификаций -уборочные машины, хлебовозки, молоковозки, грузовики, фургончики... Есть даже пожарные машины с насосом высокого давления. В отличие от своих предшественниц, которые при пожаре на верхнем этаже заливают водой все, что ниже, эта создает как бы туман. Он подавляет огонь только в отдельно взятой квартире. Разработка полностью зиловская.
А какова судьба, спрашиваю, знаменитых зиловских машин, которые в народе называли "членовозами"?
В советские времена каждый новый Хозяин, приходя к власти, получал свою машину. Прежней, на которой ездил предшественник, никто не пользовался. А Михаил Суслов панически боялся быстрой езды, поэтому быстрее 60 километров в час его "членовоз" не разгонялся. Причем машины изготавливали с учетом вкусов и привычек членов политбюро. Устинову, например, делали специальную ручку с набалдашником, чтобы держаться.
Теперь все эти машины - раритет. Они в хорошем состоянии и бегать могут не хуже "мерседесов" и "кадиллаков". Богатые люди, к слову, охотно их покупают. Недавно один "членовоз" приобрел "Вимм-Билль-Данн".
Завод продолжает выпускать машины представительского класса, но уже не для партийных бонз. Вот сейчас придумали машину-люкс. Это настоящий деловой штаб на колесах - с кондиционером, баром, туалетом, со столом, за которым можно работать. Кузов "штабной" машины имеет высокий потолок. Когда проводят совещание, докладчик может стоять в полный рост.
"БЫЧОК" УЖЕ НЕ СКОЛЬЗИТ НА КАТКЕ
В 1997 году, когда на завод пришел новый гендиректор, на территории в зимнее время был настоящий каток: из всех щелей текла вода, все это замерзало - ни проехать, ни пройти. Да особенно и ходить было некому: завод умирал. Сменявшие друг друга владельцы думали лишь о том, как повыгоднее перепродать предприятие. И в течение нескольких лет оно превратилось в развалину. Сейчас хозяйство приводят в порядок. Заработали конвейеры, появились заказчики. Единственный дефицит - деньги.
В конце 80-х ЗИЛ производил ежегодно 210 тысяч грузовых автомобилей и 125 тысяч холодильников. Работало здесь 65 тысяч человек: условно на одного работающего приходилось 3,5 автомобиля. А сейчас 24 тысячи работников выпускают 30 машин - по 1,2 на душу. Выработка на одного зиловца, если перевести ее в рубли, в несколько раз меньше, чем даже на ВАЗе.
Между тем "Бычок", учитывая его низкую цену, вполне мог бы составить конкуренцию известным зарубежным автомобилям. Машина такого класса на Западе стоит 20-30 тысяч долларов. В тех странах, где потребитель не располагает тугим кошельком, российский легкий грузовик наверняка будет пользоваться спросом. И спрос уже есть. Недавно, скажем, выполнили заказ для Ирака. Идут машины в Северную Африку. Есть модификация "Бычка" для Европы. Жаль, хорошего двигателя нет. Можно, конечно, ставить импортный. Но западные фирмы за него пять тысяч просят. В этом случае машина утратит свою главную привлекательность - дешевизну.
А нельзя ли скооперироваться с какой-нибудь солидной зарубежной фирмой и собирать ее двигатели в Москве? Эту идею зиловцы попытались реализовать. Но, увы, пока ничего не вышло. Западные фирмы готовы организовать производство своих двигателей в Москве, но взамен хотят влезть на наш рынок в обход таможенных пошлин, а главное - купить по дешевке, миллионов за 200, самые лакомые куски зиловскогоо производства.
Один из таких лакомых кусков - цех холодильников. Несколько лет назад завод выпускал однодверную модель, которая пользовалась успехом лишь до тех пор, пока не появились немецкие "Бош" и российские "Стинолы". Теперь, чтобы не отстать от времени, на ЗИЛе начали выпуск двухкамерного аппарата, оснащенного надежным компрессором фирмы "Занусси". В прошлом году собрали 75 тысяч холодильников.
Город ЗИЛ оживает. Хочется верить, что государству небезразлична его судьба. Потому что это не только наше славное прошлое. Без таких заводов нет будущего.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников