РАННИЙ БРАК ПРИВЕЛ К РАЗВОДУ

Недавно Госдума почти единогласно проголосовала за поправки к Семейному кодексу РФ, разрешающие "при особых обстоятельствах" брак с 14 лет. После чего Совет Федерации - тоже практически единодушно - зарезал этот законопроект. Напрашивается вывод: либо думцы неразумны, либо сенаторы чего-то недопоняли.

Позиция инициатора данного законопроекта - Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи - известна. Основные положения Семейного кодекса остаются неизменными: в России брачный возраст - 18 лет. При наличии уважительной причины органы местного самоуправления могут разрешить регистрацию брака с 16 лет. А что делать в совсем чрезвычайных обстоятельствах: если девочка-школьница прежде этого возраста забеременела или родила, а будущий отец не прочь создать с ней семью? Предыдущий состав Госдумы счел этот вопрос недостойным внимания и отдал его на откуп органам местного самоуправления.
В 22 регионах из 89 были приняты соответствующие брачные "законы". Например, в Московской области, где он существует, комиссия при губернаторе может разрешить 14-летней беременной девочке выйти замуж. А в Москве закон не писан: рожать - рожай, но штамп в паспорте не поставят. В ряде субъектов забыли указать "нижнюю" границу брачного возраста - хоть в первом классе иди под венец, где-то не прописали перечень особых обстоятельств... Чтобы исключить эту самодеятельность, авторы поправки в Семейный кодекс предложили единый подход к вопросу о ранних браках.
Те сенаторы, которые сгоряча обвинили думцев в пристрастии к педофилии и на этом основании отвергли закон, конечно, не правы. Отстаивая его, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи руководствовался благими намерениями, о чем свидетельствует такой факт. Практически одновременно он настаивал на другой "возрастной" поправке - уже в Уголовный кодекс РФ, направленной против любителей "детской клубнички". Новая норма предполагала уголовную ответственность за развратные действия с несовершеннолетними, не достигшими 16 лет (прежде было 14 лет). Тут женский комитет, напротив, предлагал поднять планку так называемого "возраста согласия" и ужесточить наказание за посягательство на половую неприкосновенность несовершеннолетних.
Как одно с другим согласуется - предсказать трудно. Но, по логике вещей, если развратник или насильник побежит с 14-летней малолеткой в загс (при условии, что она беременна), то ему за это ничего не будет. Вместо тюрьмы с позорной статьей он получит семейный очаг. В общем, куда приводят благие намерения, всем известно.
К счастью, ранние браки в нашей стране чрезвычайно редки: 0,05 процента от всех зарегистрированных. Но раз есть эти исключения (что делать, беременеют девочки и в 14 лет!), пусть они разрешаются одинаково законно, а не как Бог на душу положит.