АМАН ТУЛЕЕВ: РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГОВ ДОЛЖНА БЫТЬ БОЛЕЕ ГИБКОЙ

Ситуация с выплатой долгов стала улучшаться, кризис неплатежей миновал. Но огромные долги перед бюджетами всех уровней остались. Они составляют (вместе с пеней и штрафами) свыше 41 млрд. рублей. Предпринятые федеральным центром в 1997-1998 гг. попытки реструктуризировать задолженность ни к чему не привели. В Кузбассе за два года этим правом воспользовалось только одно предприятие (ЦОФ "Беловская"). А как обстоят дела сегодня? Об этом наш корреспондент беседует с губернатором Кемеровской области Аманом ТУЛЕЕВЫМ.

- Чем можно объяснить тот факт, что губернаторы, которые дорожат каждой копейкой, направляемой в казну, вдруг стали выступать за реструктуризацию долгов предприятий в бюджеты всех уровней? Нет ли здесь какого-либо подвоха?
- Я сторонник увеличения сроков реструктуризации и снижения процентных платежей. В этом меня поддерживают почти все губернаторы Сибирского федерального округа. Недавно на совместном заседании совета округа и межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", прошедшем на алтайском курорте Белокуриха, губернаторы высказали свое недовольство заместителю министра по налогам и сборам Российской Федерации Фамилу Садыгову. Поясню, в чем дело.
Помните ситуацию в экономике до 1998 года? Падение производства, задержки зарплаты, огромные взаимные неплатежи. Особенно это проявлялось в Кузбассе. В 1998 году объем кредиторской задолженности почти в два раза превышал объем валового регионального продукта.
Не будет преувеличением сказать, что с 1999 года правительство выпустило ряд действительно правильных, умных постановлений по реструктуризации. Мы, со своей стороны, эту инициативу поддержали и приняли решение о реструктуризации задолженности в бюджет области. Реструктуризация в Кузбассе стала массовой. В 1999-2001 гг. ею были охвачены около 1500 предприятий, более 2 тысяч предприятий реструктуризировали долги во внебюджетные фонды. Причем этим правом воспользовались основные налогоплательщики: ОАО "Кузбассэнерго", ОАО "Азот", угольщики. Они обеспечивают более половины всех поступлений в бюджет области. Всего реструктуризировано задолженности - 12 млрд. рублей в бюджет и 18 млрд. рублей во внебюджетные фонды. Это треть всех долгов.
У предприятий появилась возможность уйти от банкротства. А бюджет получает стабильный доход от погашения недоимки, причем с процентами. На сегодня в бюджеты всех уровней уже вернулись 1,4 млрд. рублей этой задолженности.
- Если все так хорошо, то что вызывает тревогу?
- Да, наши ведущие предприятия в связи с реструктуризацией стали платить налогов больше. Угольщики, например, на каждый миллион текущих налогов вносят теперь 100-150 тысяч прошлых долгов. К маю этого года кредиторская задолженность угольщиков составила 71,3 млрд. рублей и превысила дебиторскую (23,6 млрд. руб.) в три раза. Превышение связано с задолженностью в бюджеты всех уровней на сумму 23 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 17,6 млрд. и в государственные внебюджетные фонды -18,8 миллиарда.
Но вот в чем проблема. На платежи по реструктуризации изымаются практически все оборотные средства и средства, необходимые для обновления основных производственных фондов, износ которых достиг катастрофического уровня. Иными словами, налоговая нагрузка, несмотря на стремление президента и правительства снизить налоговое бремя, возросла. И значительно.
Считаю, что срок, на который расписывается основная задолженность (до шести лет), слишком мал, а проценты за рассрочку платежей слишком велики. Я уже высказывал свою позицию по этому вопросу на заседании президиума Госсовета в Междуреченске. И сегодня продолжаю считать, что было бы правильным увеличить срок реструктуризации по основному долгу до 8-10 лет, а процент привязать к текущей ставке Центробанка.
Некоторые условия реструктуризации очень жесткие. Из-за этого у нас в Кузбассе из реструктуризации по налогам уже выбыли около 500 предприятий. И более 600 - по внебюджетным фондам. Вдумайтесь, это треть от вступивших. Бюджет с таких предприятий долгов наверняка не получит.
В самом механизме реструктуризации допущен серьезный просчет. Скажем, добросовестное предприятие, которое перед реструктуризацией заплатило основной долг, обязано платить теперь пени и штрафы как минимум в течение четырех лет. В то же время явным должникам (имеющим недоимку по налогам) пени и штрафы могут быть вообще прощены по истечении шести лет своевременной оплаты по основному долгу. Предлагаю для предприятий, имеющих задолженность только по пени и штрафам, предусмотреть отсрочку начала уплаты хотя бы на два года и провести списание половины долга.
- А как идет реструктуризация в других отраслях?
- Еще одна большая проблема - задолженность по налогу на пользователей автодорог. Хотя он поступает полностью в областной бюджет (дорожный фонд), правительство почему-то "забыло" предоставить регионам право на его реструктуризацию.
Мы пытались провести реструктуризацию на областном уровне - получили протест прокурора. А ситуация сложнейшая! Только по Кузбассу эта задолженность составляет 3,5 млрд. рублей. Считаю необходимым обратиться от имени СФО в правительство с просьбой срочно принять соответствующее решение. Иначе долги повиснут мертвым грузом и на предприятиях, и на бюджете.
Отдельный вопрос - реструктуризация задолженности предприятий сельского хозяйства. Конечно, правительством были предоставлены здесь более льготные условия, но практика показала, что селяне и при таких льготах не вытягивают. Например, в Кузбассе в реструктуризацию смогла вступить только четверть сельхозпроизводителей (62 организации), из которых половина уже из нее вылетела. Закон есть, а механизма его реализации нет.
Необходимо также вдумчиво подойти к реструктуризации долгов предприятий ЖКХ, особенно в сибирских регионах. В Сибири, где "двенадцать месяцев - зима, а остальное - лето", переход на стопроцентную оплату услуг в соответствии с жилищной программой правительства попросту неприемлем. Предусмотренные тарифы не выдержит ни население, ни предприятия, ни бюджет.
В то же время действующие тарифы не могут обеспечить прибыльность предприятий ЖКХ, своевременный расчет с долгами перед бюджетом. Плюс крайняя изношенность котельных, тепловых и водопроводных сетей. На полное обновление инфраструктуры только в Кузбассе потребуется 100 млрд. рублей. И все это может лечь на плечи потребителей. Ни одно предприятие ЖКХ не выдержит предложенной правительством реструктуризации.
На мой взгляд, необходимо отсрочить взыскание платежей с предприятий ЖКХ хотя бы на два года. А за это время надо попытаться вывести предприятия ЖКХ на рентабельный уровень. Благодаря снижению издержек, повышению качества управления и гибкой тарифно-ценовой политике.
Сейчас предприятия, находящиеся в Сибирском федеральном округе, должны бюджету 171,7 млрд. рублей, а в целом по стране такая задолженность достигла 1185,8 млрд. рублей - это 56 процентов годового бюджета страны. Так что комплексное решение правительством вопроса о реструктуризации долгов не терпит отлагательства.