ОТКРЫТЫ ДЛЯ ДИАЛОГА

Антипивная кампания в России набирает обороты. В последнее время много говорится о "спаивании нации" и "пивном алкоголизме". Власти увеличивают финансовые нагрузки на пивоваренную отрасль, на волне борьбы за здоровье нации предлагают приравнять пиво к водке и еще повысить за счет акциза цены на пиво. Однако причина алкоголизма - не развитие пивоваренной отрасли. И снижение темпов ее роста не только не решит проблему алкоголизма, но и негативно скажется на развитии экономики страны в целом. Кроме того, производители пива готовы строить социально-ответственный бизнес и решать проблемы отрасли в открытом диалоге с властями. Обо всем этом российские пивовары заявили 11 ноября на третьей Всероссийской конференции производителей пиво-безалкогольной продукции.

История взаимоотношений производителей пива с государством весьма не проста. Участники конференции отмечали, что поначалу власти не обращали особого внимания на пивной рынок как отрасль экономики. Однако в последние 3 года он развивался настолько динамично, что его заметили. С января 2002 года Министерством экономического развития и торговли были повышены таможенные пошлины на ввоз алюминиевой тары на 20 процентов. В последний день весенней сессии Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект об изменении акцизов на алкогольную продукцию. Согласно ему с 1 января 2003 года акциз на пиво увеличится на 25 процентов. Естественно, это приведет к росту цен на пиво, и покупатели с небольшими доходами сократят его потребление.
К тому же продолжается массированная атака на пиво в прессе. Некоторые авторы утверждают, что оно ничуть не безопаснее для здоровья, чем водка, и является "главным врагом трезвости". Однако никакой статистики, свидетельствующей о том, что пиво - источник алкоголизации, не существует. Так, например, в Чехии потребление пива на душу населения составляет 161 л, а в Ирландии - 150 л, в Германии - 126 л, в Дании и Австрии - около 105 л, в Великобритании и Бельгии - около 95 л. И при всем том вряд ли кто-то назовет эти страны "спившимися". А у нас, где потребляют 42 литра этого напитка на человека в год, почему-то говорят о "спаивании нации пивом".
Борцы с пивом забывают и о том, что угрозу для здоровья представляет не напиток сам по себе, а его чрезмерное употребление. В умеренных же количествах, подчеркивалось на конференции, пиво не только не опасно, но зачастую и полезно. В качестве доказательств приводились такие аргументы. Исследования профессора Юго-Западного медицинского центра Техасского университета Нормана Каплана показали, что умеренное потребление пива снижает риск гипертонии, а также может способствовать увеличению прочности костной ткани, что снижает риск переломов. У некоторых людей оно может, установили исследователи, также повысить уровень так называемого "хорошего холестерина" в организме на 10-20 процентов, тем самым предотвращая развитие сердечно-сосудистых заболеваний и слабоумия.
Пиво - единственный алкогольный напиток, содержащий хмелевую горечь, которая активизирует выделение желудочного сока, подавляет нежелательное воздействие алкоголя, отмечалось на конференции. Перешедшие из хмеля в пиво активные вещества оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, улучшают сон. Когда в одной из психиатрических клиник Бостона врачи стали давать пациентам по бутылке пива в день вместо медикаментов, через несколько месяцев у многих наступала ремиссия заболеваний.
Наконец, по мнению геронтологов, 1-2 кружки пива в день замедляют старение организма: пиво ускоряет обмен веществ, способствует омоложению клеток.
На конференции прозвучала мысль о том, что корни алкоголизма и угрозы здоровью нации следует искать не в пиве, а в отсутствии у нашего населения культуры пития, которую необходимо последовательно формировать. Однако борьба за здоровый образ жизни начинает приобретать форму борьбы с пивом и его производителями, которых все чаще обвиняют в отсутствии социальной ответственности. К сожалению, агрессивная реклама отдельных пивных брэндов спровоцировала общественность и чиновников на негативное отношение к пивоваренной отрасли в целом. Но в большинстве своем российские пивовары еще задолго до начала антипивной кампании демонстрировали готовность строить свой бизнес в соответствии с интересами общества и государства. В частности, в вопросах молодежной политики. Некоторые пивоваренные компании в течение многих лет активно поддерживают спортивные и культурные мероприятия для молодежи. Союз российских пивоваров неизменно осуждает участников рынка, ведущих чрезмерно агрессивную рекламную политику с эксплуатацией молодежных образов. И не только на словах: производители, не пожелавшие внять неоднократным предупреждениям, были исключены из союза.
На конференции 11 ноября российские пивовары вновь подтвердили свое стремление консолидированно выступать за цивилизованный рынок и действовать совместно с государством. В ходе этого мероприятия с представителями федеральных органов исполнительной и законодательной власти встретились руководители более 50 предприятий из 33 субъектов РФ, производящих около 70 процентов отечественного пива.
В рамках конференции был принят Кодекс чести российских пивоваров, которому придается статус отраслевого нормативного документа по регулированию поведения на рынке и по отношению к потребителям. Кроме того, представители отрасли заявили о своем намерении развивать созданное год назад некоммерческое общественное движение "За здоровье нации". Инициативы пивоваров встретили поддержку представителей властных структур. Так, в своем выступлении депутат ГД РФ В.Семенов отметил готовность пивоваренной отрасли к открытому диалогу с общественностью и властью.