КОНФУЗ

Ведущая концерта в Большом зале Московской консерватории назвала известного певца "непревзойденным хранителем и собирателем русского романса". Однако в классическом репертуаре голос Малинина звучал придушенно, несмотря на электронную "подзвучку", которую в виде исключения ему устроили в зале, где самые великие певцы мира всегда пели без микрофона. Вызывает удивление, что при этом, как сообщил певец корреспонденту "Труда", он намеревается исполнить в Большом театре партию Ленского.

Признаюсь, в случаях, подобных нынешнему, всегда испытываю ужасную неловкость. В самом деле: пресс-служба знаменитого певца встречает тебя как родного, усаживает на лучшие места партера, которые стоят в этот вечер тысячи рублей. Сам артист не отказывает в блицинтервью - и это когда через полчаса ему выходить на сцену. Причем признается в сокровенном: оказывается, не бросая поп-эстрады, Александр Малинин намерен время от времени петь в Большом театре, и не что-нибудь, а партию Ленского! Правда, не уточнил, знает ли об этих его намерениях Большой...
Увы, боюсь, если бы в этот вечер в Большом зале Московской консерватории оказался директор ГАБТа, на мечте Малинина уже сейчас можно было бы поставить жирный крест. "Непревзойденный хранитель и собиратель русского романса, на звуки пения которого слетаются ангелы" (так сказала, предваряя программу, ведущая Лариса Вербицкая), предстал в плачевной вокальной форме. Думаю, даже для эстрадного микрофонного пения этого слабого, задушенного в верхнем и нижнем регистре голоса теперь недостаточно. Что случилось с певцом - непонятно. Все-таки в зале "Россия" его слушать обычно куда приятнее. Или просто там лучше звукорежиссеры, а в Консерватории мы его слушали почти "а натюрель", то есть лишь с плохонькой подзвучкой - видно, хорошего микрофона здесь нет просто потому, что в этих академических стенах петь в микрофон и не принято... Из-за некачественного пения даже возвышенные тексты классических русских романсов и оперных арий воспринимались как-то двусмысленно. Например, знаменитое ариозо Германа из "Пиковой дамы" Чайковского: "Прости, но страстного не отвергай признанья... Не гонишь? И жалеешь?.." - воспринималось как благодарность публике, с терпеливым вниманием взирающей "с высот небесных рая на смертную борьбу" солиста с высокими нотами. Попытки Малинина придать исполнению выразительность за счет огромных пауз и манерных движений торса, забавно повторявших жесты юного дирижера Феликса Коробова, стоявшего во главе оркестра Вероники Дударовой, выглядели, на мой взгляд, неуместно.
Впрочем, значительная часть публики осталась, похоже, довольна. Думаю, это не завсегдатаи Консерватории, а фанаты Малинина. И вот тут не знаю, чего здесь больше - хорошего (новый зритель в зале - всегда хорошо) или дурного. Ибо чудовищное падение уровня художественной требовательности в Большом консерваторском и других академических залах столицы в последнее время буквально "кричаще". (Или хрипит, как Малинин?) Что думает по этому поводу дирекция БЗК, руководство Консерватории? Надеется, что денежными вливаниями, сопровождающими подобные выступления, можно поправить дела не сильно богатого вуза? Кстати, в первые же минуты концерта произошел конфуз: одна бабушка упала вместе с провалившимся сиденьем... Да, Консерватория одряхлела, но, согласитесь, даже в ее положении негоже уподобляться бывшей аристократке, выходящей из-за нищеты на панель...