ЛОГОВО ДЛЯ СУБМАРИНЫ

Этот подземный город во чреве горы Таврос под Севастополем никакого отношения к понятию "городская телефонная станция" не имел. 50 лет под таким кодом и грифом "секретно" в Министерстве обороны и КГБ СССР числились противоатомное убежище подводных лодок и завод по ремонту и обслуживанию субмарин.

Чтобы обезопасить путешествие по штольням - "улицам" этого подземного "города", нам вручили по фонарю. "Смотрите внимательнее под ноги, в колодец не угодите. Многие без крышек. Все растащили". Мощный пучок света выхватывает из темноты небольшие рельсы - по ним когда-то катали вручную тележки с торпедами и ракетами. А вот едва видимый бетонный свод каналов, по которым субмарины входили сюда по ночам со стороны бухты. Пройдя полкилометра под скалой, они выходили в открытое море. Ботопорты (ворота и подъемный мост) так искусно замаскировали под природный ландшафт, что даже совсем близко эти проемы в горе практически не отличимы на фоне склонов. 150-тонные ворота под скалами, герметично закрывающие входы в убежище, могли выдержать силу ядерного взрыва, в пять раз превышающую атомный удар по Хиросиме.
Говорят, что именно после американских атомных бомбардировок Японии и родилось решение о создании "Объекта 825 ГТС" как сооружения противоатомной защиты первой категории для субмарин Черноморского флота. Сталин лично контролировал ход уникальнейшего строительства.
Юрий Мустаев, сопровождавший меня по подземному городу, до тонкостей знает особенности подобного сооружения. Ему доводилось участвовать в возведении и более грандиозных по своим размерам "гаражей" для современных субмарин водоизмещением 12 - 15 тысяч тонн. Но таких объектов, как рассекреченный недавно "825 ГТС", по словам Мустаева, в мире нет. Его уникальность в том, что на огромной площади - свыше 12 тысяч квадратных метров - могли найти убежище сразу 13 - 15 субмарин-"малюток", а также располагался целый арсенал как "простого", так и ядерного оружия.
- Вместе с подводной лодкой в сухой док попадала масса рыбы, - рассказывал мне в свое время мичман в отставке Иван Зайцев. - Когда откачивали воду и субмарина оказывалась на стапелях, дно 107-метрового дока на 50 - 60 сантиметров покрывалось "морскими деликатесами". Прежде чем приступить к ремонту лодки, рабочим приходилось по два часа выгребать улов.
Под толщей скалы был построен запасной командный пункт для командующего флотом. А рядом размещались казармы, столовые, душевые, комнаты отдыха - со всеми системами жизнеобеспечения. В подземном городе могли одновременно укрыться несколько тысяч человек.
С развалом Союза уникальный подземный комплекс был буквально растаскан. Трубопроводы и другие металлоконструкции демонтированы, электропроводка безжалостно вырублена. Следы варварства повсюду. Несколько месяцев назад в Киеве было принято решение о создании здесь музейного комплекса. В обшарпанных помещениях у администрации музея пока только телефон.
- Собираемся для начала перебросить "времянку", чтобы обогреватели включить - холодно ведь уже, - говорит Валерий Садовниченко, директор военно-морского музейного комплекса "Балаклава".
...А планы по реконструкции у музейщиков грандиозные. В бывшем убежище возникнет экспозиция по истории зарождения военно-морского флота, развлекательные комплексы с барами и ресторанами. Кроме того, планируется даже создать подводные экспозиции в тех самых бетонных каналах, по которым проходили субмарины и откуда в 1995 году ушла последняя российская подлодка.