ПОД ГОРЯЧУЮ РУКУ С ТОПОРОМ

К 2010 году в Москве планируется снести около 1000 аварийных зданий. Среди них пятиэтажки-хрущевки и ветхие дома, построенные в начале прошлого века, которые вполне могут представлять культурную ценность.

ЭСТАФЕТНАЯ ПАЛОЧКА ОТ КОММУНИСТОВ
За прошедшие сто лет Москва лишилась почти двух тысяч памятников архитектуры. В свое время постарались большевики, которые в угоду пролетарской идеологии сносили сотнями церкви и "барские" дома. На месте прославленных исторических зданий возводились образцы советского градостроения. Но, если начиная с 1917 года храмы и старинные особняки Москвы становились жертвами идеологии, то с 90-х годов бульдозеры уничтожают старину, расчищая место для коммерческой застройки.
По оценкам экспертов Московского общества охраны архитектурного наследия, за последние десять лет в столице было уничтожено около 400 памятников. Большая их часть пала жертвой строительного бума. Ведь каждый метр в Москве ценится на вес золота.
Только за последний год в столице снесли четыре статусных памятника культуры: Русалкины ворота в Царицыне, палаты XVII века в Большом Гнездниковском переулке, флигель усадьбы на Знаменке и "Дом кузнеца" XVIII века в Оружейном переулке. Это не считая десятков менее известных, но от этого не менее самобытных строений прошлых веков, навсегда потерянных для потомков.
Как рассказали корреспонденту "Труда" сотрудники Росохранкультуры, подавляющая часть снесенных зданий уничтожена самовольно. Зачастую снос памятника совершается без санкций как самой Росохранкультуры, так и предписаний Москомнаследия.
ПОЖАРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И НОВОДЕЛЫ
- Стремительное развитие города сопровождается разрушением исторических сооружений и безнаказанными нарушениями российского Закона об объектах культурного наследия, - считает профессор-историк Сергей Куницын. - Этот процесс набирает масштаб. Реставрации в Москве зачастую подменяются полным сносом памятников и их заменой на фальшивые новоделы, лишенные художественной и исторической ценности. Пример тому - реконструкция комплекса "Военторга", где реставрация подменилась полным сносом и новым строительством.
Подлинность памятников архитектуры нынче выведена за скобки, а ведь именно она согласно любой реставрационной хартии или законам о наследии дает возможность говорить о памятнике как таковом. Дом Трубецких на улице Усачева - самое старинное, по отзывам специалистов, деревянное здание в городе - снесен и отстроен из бетона. За Третьяковской галереей, в Малом Толмачевском переулке, из кирпича сложен особняк, который устаревшие путеводители величают образцом деревянного зодчества. Снесен и выстроен заново домик в Столешниковом переулке, помнивший Пушкина. Та же участь постигла флигель усадьбы Долговых на Большой Ордынке.
На фоне огромных инвестиций в новое строительство близки к гибели выдающиеся сооружения московского классицизма и неоклассицизма - постройки архитекторов Баженова и Жолтовского. От неоднократных пожаров при невыясненных обстоятельствах погибли многие памятники.
"ГОСТИ С ПРОПИСКОЙ"
С каждым днем Москва все больше становится похожа на новый город-стройку. Уже исчез район Остоженки, полностью искажен облик московских набережных Софийской, Кадашевской, Садовнической, радикально перестраиваются Арбат, Полянка и целые кварталы исторического центра. Самобытному лицу Москвы наносится непоправимый вред. Но самое печальное - это наплевательское отношение к московской старине не столько властных структур, сколько новоявленных жителей столицы, так называемых "гостей с пропиской".
В население столицы влились новые мощные социальные группы, большей частью гости Москвы, для которых понятия красоты ландшафта и исторической ценности не существуют. Они хотят "как в Европе". Любая территория должна приносить доход в пять "звездочек", и это единственный критерий. Красота Москвы продается так же, как выкачивается нефть из земли. Элитное строительство исчерпало Остоженку и теперь уже ринулось в Замоскворечье.
Продавать памятники старины любому инвестору, не обязав его законом сохранять хотя бы фасады, - значит обречь их на гибель. Однако позволить историческим объектам одиноко разрушаться тоже нельзя. Вывод напрашивается один: чиновникам и предпринимателям нужно найти какой-то разумный компромисс.
СПРАВКА "ТРУДА"
Уничтожение памятника истории и культуры подпадает под действие статьи 243 УК и может повлечь за собой наказание в виде штрафа или, при отягчающих обстоятельствах, лишением свободы на срок до 5 лет. Однако "самовольщики" несильно рискуют в случае несанкционированного сноса, отделываясь, как правило, административными взысканиями.