06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА

Рычкова Ольга
Опубликовано 01:01 15 Ноября 2006г.
Когда речь идет о жизни замечательных людей, сразу представляешь великих правителей, полководцев, художников, поэтов, ученых. Они оставляют в истории глубокий след, создавая и разрушая государства, творя гениальные книги, картины, изобретая формулы и машины. За это им ставят памятники, посвящают биографические исследования и главы школьных учебников. Конечно, великие и знаменитые достойны звания людей замечательных. Но разве маленький человек - любимый герой русской литературы - не имеет на это права?

ПОЭЗИЯ ГЛАВНЕЕ БЫТИЯ
Со смерти Иосифа Бродского (1940-1996) прошло десять лет, но его полноценная биография появилась только сейчас. Автор книги "Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии" поэт и филолог Лев Лосев был знаком со своим героем более тридцати лет и хорошо знает подробности его жизни. Первые стихотворные опыты и знакомство с Ахматовой, суд над "окололитературным трутнем" (так припечатал Бродского в 1963 году "Вечерний Ленинград") и ссылка (поэт назвал ее одним из лучших периодов жизни), отъезд на Запад и Нобелевская премия, болезнь и смерть...
Сам Бродский считал жизнь слишком непредсказуемой, чтобы проследить в ней причинно-следственную связь: из одного вытекает другое, из другого - третье... Поэтому в стихотворении "Я входил вместо дикого зверя в клетку...", написанном в день своего сорокалетия, перечислял автобиографические факты без всякой последовательности: "Я входил вместо дикого зверя в клетку,/ выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,/ жил у моря, играл в рулетку,/ обедал черт знает с кем во фраке..." А на свой же вопрос "Что сказать мне о жизни?" отвечал только: "Что оказалась длинной..." Он был категорическим противником биографий и настаивал, чтобы о нем судили лишь по стихам. И "не хотел, чтобы стихи рассматривались как непосредственная реакция на жизненные перипетии". Скорее, наоборот: не бытие определяет поэзию, а поэзия - бытие.
Лосев об этом помнит: его труд - "в основном... обозрение не частной жизни поэта, а его жизни и поэзии в отношении к эпохе, ее литературе, культуре и философии..." Может быть, против такой биографии Иосиф Бродский не возражал бы.
"СВОЛОЧЬ" - ЛУЧШИЙ КОМПЛИМЕНТ
А вот знаменитый балетный артист Марис Лиепа (1936-1989), чье 70-летие отмечают в нынешнем году, сам написал "о времени и о себе" в книге "Я хочу танцевать сто лет". Недавно она вышла без купюр и правок, которые при жизни Лиепы вносила советская цензура. В книгу вошли также отрывки из его дневника; "Продолжение", написанное его дочерью, балериной Илзе Лиепа; воспоминания современников - Галины Улановой, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева, Валерия Рубинчика и других.
Искусство танца, увы, недолговечно, и запечатлеть его под силу разве что кинопленке - и то весьма условно. Тем, кому не довелось воочию увидеть выступления мастера, остается смотреть записи старых спектаклей и читать книгу, проникнутую огромной любовью к искусству. Балет для Лиепы - и праздник, и тяжкий труд, и триумф, и боль... Словом, вся жизнь. Однажды за полчаса до начала "Жизели", где Марис исполнял роль Альберта, ему принесли горькую весть о смерти мамы. "У меня не было времени плакать и горевать, я не имел на это права, поскольку уже полностью перевоплотился во влюбленного, легкомысленного сердцееда Альберта, который лишь после настоящей трагедии научился любить и страдать по-настоящему. Только после спектакля, когда острота переживаний Альберта и мое личное горе уже немного притупились, я задумался: что сильнее и ярче в жизни артиста - сила сценического переживания или жизненные драмы и трагедии? Или - и те, и другие?.. А может быть, жизнь твоих сценических героев уже давно стала твоей собственной жизнью?"
За свою карьеру артист получил море наград, цветов и комплиментов. Но одной из самых дорогих стала для него похвала коллеги Алексея Ермолаева, который после "Спартака" зашел к Лиепе-Крассу в гримерку со словами:
"- Марис, ну какая же вы сволочь!.. Потрясающая сволочь!.. Прямо гениальная сволочь!
И лишь в это мгновение я понял, что сделал своего Красса!"
ГЕНИИ НАШЕЙ КОММУНАЛКИ
Поэты, актеры и представители других "штучных" творческих профессий всегда на виду и уже тем интересны и примечательны. Однако Вячеслав Пьецух убежден, что замечательную личность можно встретить и в соседней квартире, и в захудалой деревне - словом, в самых неожиданных местах. Поэтому свой новый сборник повестей и рассказов он так и назвал - "Жизнь замечательных людей".
Поэты и прочая богема в книге тоже встречаются - взять хотя бы историю "Поэт и замарашка". Правда, речь не о стихотворце с громким именем, а о бедном неудачнике из московской коммуналки Николае Махоркине. Но разве не удивительно, что "и по сию пору рождаются... люди, до седых волос сочиняющие столбиком, прибегающие к различным ухищрениям, как-то: метру, цезуре, рифме, чтобы изложить нехитрые впечатления по поводу взаимодействия материи и души"? А герои рассказа, давшего заглавие всей книге, по роду занятий от высоких материй и вовсе далеки. И устремления у них самые скромные: "мелковатый мужчина самой невзрачной наружности" с язвой двенадцатиперстной кишки Тимур Движков стремится занять кресло председателя акционерного общества "Трудовик". Вот Юлий Цезарь остался в памяти человечества тем, что "подавил множество возмущений в разных концах империи, покорил косматую Галлию, зарейнских гимнастов, Британию, Сирию и Египет, упорядочил календарь, написал семь книг, поставил памятник своей лошади..." Однако и Движков, и его коллега - старший бухгалтер Нашатырев - тоже мыслят глобально. Их волнуют вопросы христианства и патологической природы человека, революции и роли личности в истории... Значит, и самый маленький человек к истории причастен. Тем более "Россия еще не выпила свою чашу, самое интересное впереди!"
Благодарим за предоставленные книги Торговый дом книги "Москва" (ул. Тверская, 8).


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников