ВЫСОЦКОГО МОГУТ КАЗНИТЬ В ЛИВАНЕ

В Бейруте военные власти предъявили обвинения в терроризме очередной группе из 20 иностранцев, участвовавшим в боевых действиях против ливанской армии на стороне террористической группировки "Исламский ФАТХ". Среди них - четверо граждан России, сообщило ливанское национальное агентство NNA.

Ливанские источники не слишком словоохотливы, но все же вот имена обвиняемых - Сергей Викторович Высоцкий, 18 лет, православный от рождения, Тимур Владимирович Хозков, 1987 года рождения, Аслан Эрикович Ямкоджаев, 1987 года рождения, а также уроженец Дагестана по прозвищу Абу Абдулла. Только один из россиян, как удалось выяснить корреспондентам "Труда", сидит "на цепи" в одной из военных тюрем в окрестностях Бейрута - это Высоцкий.
По утверждению следователей, установлено, что этот молодой человек является членом террористической организации "Исламский Фатх", вместе с другими боевиками он совершал теракты на территории лагеря беженцев "Нахр аль-Барид" и нападал на ливанских военнослужащих во время мятежа на севере Ливана. При задержании Высоцкий якобы "сопротивлялся и был задержали с оружием в руках". За это - в период военного времени - в Ливане расстреливают или дают пожизненное заключение.
Местонахождение Хозкова, Ямкоджаева и Абу Абдуллы в настоящий момент не известно. Они объявлены в международный розыск.
Надо отдать должное ливанским военным, которые, установив личность задержанного Сергея Высоцкого, тут же сообщили о нем в российское посольство. Наши дипломаты ознакомились с уголовным делом и наняли местного адвоката Джаляль аль-Джурди, который присутствует на всех допросах заключенного.
Адвокат рассказал, что "в любом случае будет добиваться смягчения приговора, учитывая то обстоятельство, что подзащитный был обманом втянут в ряды боевиков". Возможным вариантом он считает экстрадицию Высоцкого, что позволяет соглашение о выдаче преступников между Россией и Ливаном.
На допросах Высоцкий рассказал о себе: "Сам я из Владикавказа, учился в Дамаске, откуда меня заманил в Триполи (Северный Ливан. - прим. ред.) дагестанец по имени Абу Абдулла. Этот человек занимался вербовкой молодежи для пополнения радикальных исламистских группировок. Как показал подследственный, вместо практики в мусульманских благотворительных фондах и знакомства с памятниками исламской культуры он оказался в компании воинственно настроенных исламистов и наемников из разных стран.
Тем временем у Высоцкого истекла виза, как и у трех других россиян, примерно тогда же приехавших в Триполи с Северного Кавказа. Они обращались в официальные инстанции с просьбой продлить визу, но им было отказано (вероятно, в тот момент их и взяли на заметку ливанские спецслужбы). Тогда Высоцкий направился в лагерь палестинских беженцев. Там молодой человек рассчитывал дожить до лета. В результате к другим обвинениям у него добавилась статья "Незаконное пребывание в стране".
Весной начались столкновения между ливанской армией и боевиками организации "Фатх аль-Ислам", базировавшимися в том самом лагере. Новые "друзья" дали Высоцкому автомат и потребовали, чтобы он сражался вместе с ними. "Отказаться я не мог, иначе был бы расстрелян", - уверял следователей Сергей Высоцкий.
Как рассказал "Труду" советник российского посольства в Бейруте Владимир Черепанов, его коллеги связывались с отцом Сергея Высоцкого во Владикавказе, однако он отреагировал на новости о злоключениях сына "довольно вяло". Чем обвиняемый занимался на родине, в посольстве не знают.
Формально задержанному действительно может грозить смертная казнь, - считает Черепанов, - но дело в том, что с начала 90-х годов этот вид наказания никто не практиковал, хотя и не отменял официально. Пока Сергей дает показания, остальное решит суд, однако на сегодняшний день неизвестно, когда состоится слушание дела, там таких, как Высоцкий, еще 200 человек. Сам он своей вины в части террористической деятельности не признает. Вопрос экстрадиции Высоцкого пока российской стороной не ставился, но мы информировали все компетентные органы. Наше посольство прилагает все усилия, чтобы вопрос разрешился скорейшим образом, по крайней мере, в рамках существующих международных норм и ливанского законодательства.
ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ "ИСЛАМСКИЙ ФАТХ"?
Группировка "Исламский Фатх" насчитывает от 300 до 1500 человек. Среди боевиков есть сирийцы, иорданцы, палестинцы, египтяне и, как выясняется, россияне. На ее базах, особенно в палестинском лагере беженцев "Нахраль-Барид", который пользовался правом экстерриториальности, обучали шахидов для Ирака. Боевики "Исламского Фатха" промышляли, чем могли: и наркотиками, и грабежами. Однажды попытались ограбить ливанский банк в городе Триполи, но были задержаны ливанскими властями. Во время захвата бандитов полицейские открыли огонь по налетчикам, в результате несколько боевиков были убиты. Так и заварился этот конфликт. Три месяца была осада палестинского лагеря, в результате армия Ливана разрушила весь лагерь. В ходе захвата были убиты 222 боевика и около 200 человек арестованы. Потери ливанской армии составили 167 человек.
ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА"
После проведенной американцами в 2001 году в Афганистане контртеррористической операции против талибов в тюрьме на военной базе США в Гуантанамо оказались несколько российских граждан. Все они воевали на стороне исламистов и были пленены с оружием в руках. Впоследствии бывших боевиков "Аль-Каиды" передали российским властям. Среди них - бывший чемпион Кабардино-Балкарии по вольной борьбе среди юношей Расул Кудаев, отправившийся изучать ислам в Пакистан, но затем примкнувший к талибам. Последним из россиян в нынешнем году американскую тюрьму покинул житель Татарстана Равиль Мингазов. Двое других граждан Татарстана - Тимур Ишмуратов и Рустам Хамидуллин - были обвинены в причастности к взрыву на газопроводе в Бугульме в январе 2005 года. Другой бывший узник Гуантанамо Шамиль Хаджиев попросил политического убежища в Нидерландах, мотивируя это постоянной слежкой и притеснениями со стороны российских спецслужб.