РОССИЯНИНА ОЦЕНИЛИ В 2 МИЛЛИОНА

Вчера Госдума приняла в третьем чтении поправки в статью 133 Воздушного кодекса РФ о страховой защите авиапассажиров. Депутаты оценили жизнь россиянина в два миллиона рублей - именно на такую сумму вправе теперь рассчитывать родственники погибшего в авиакатастрофе пассажира. Закон вступает в силу с 1 января 2010 года. Впрочем, пока в новых правилах больше вопросов, чем ответов.

Принимали документ в пожарном порядке: в середине октября состоялось первое чтение, не прошло и месяца, и вот депутаты рассмотрели его уже в третьем, окончательном, варианте. Предмет рассмотрения и в самом деле болезненный - авиакатастрофы в России, к сожалению, случаются чаще, чем где бы то ни было. К тому же на носу парламентские выборы, а потому составить "прайс" на жизни авиапассажиров сейчас особенно соблазнительно.
Согласно новым правилам, в случае смерти авиапассажира его родственники получают страховую выплату в размере двух миллионов рублей плюс расходы на погребение (не более 25 тысяч). При причинении вреда здоровью (если пассажир - жертва авиакатастрофы - чудесным образом остался в живых) компенсация, само собой, будет меньшей - до двух миллионов рублей. Правда, как именно она будет рассчитываться, пока неизвестно.
- Материальную оценку ущерба здоровью сложно калькулировать, - пояснил "Труду" заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Ираклий Асламазов. - Если, например, ювелир сломал руку - для него это значительный ущерб, он же не сможет работать. А кто-то из пассажиров, может быть, из-за травм и вовсе будет вынужден с бизнесом распрощаться. В случае спора между пассажиром и авиакомпанией дело рассмотрит суд. Пока единого порядка таких расчетов нет, тут надо вырабатывать подходы... Порядок, вероятно, будет принят позже на уровне подзаконного акта.
До сих пор жизнь человека оценивалась государством в позорно малую сумму - 100 тыс. рублей. Для сравнения - в Европе сумма страховой выплаты в случае смерти авиапассажира составляет 135 тыс. долларов.
Конкретная сумма, на которую может рассчитывать российский гражданин, пострадавший в авиакатастрофе, на сегодняшний день зависит еще и от того, где именно упал самолет. Если в России - то действуют наши законы. Гораздо "выгоднее" падать в Европе - тогда на пострадавших пассажиров распространяются уже европейские правила (при условии, что они покупали авиабилет именно в этой европейской стране).
- Надеемся, теперь авиакомпании будут больше заботиться о безопасности авиапассажиров и багажа, поскольку статистика безопасности полетов каждой конкретной авиакомпании напрямую влияет на страховой тариф, - пояснил "Труду" первый заместитель генерального директора "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров. - Каждый страховой случай влечет за собой существенное удорожание страхового договора на следующий период страхования. Причем в идеале на тариф влияет не просто количество авиационных происшествий, а количество технических неполадок на количество взлетов и посадок. Страховые компании также заинтересованы в повышении безопасности полетов, и для этого они тесно сотрудничают с авиакомпаниями.
Под страховой защитой будет находиться и багаж пассажира. В случае причинения вашим вещам вреда вы получите компенсацию - но не более 600 рублей за каждый килограмм веса багажа. В случае причинения вреда вещам, находящимся при пассажире, размер компенсации установлен в пределах 11 тыс. рублей.
Повлияют ли новые правила на цену авиабилетов? Авиаперевозчики утверждают, что цена не увеличится.
- Воздушные суда и сейчас застрахованы согласно правилам мировой авиации, - пояснил руководитель пресс-службы компании "Трансаэро" Сергей Быхал. - В зависимости от размера самолета страховая сумма составляет от 600 млн. до 1 млрд. долларов. В случае аварии эта сумма с лихвой перекроет и выплаты пассажирам, и экипажу, и людям, пострадавшим на земле, если такое случится.
- Мы надеемся, что в дальнейшем подобные изменения будут распространены и на ответственность других перевозчиков - например, железнодорожного или водного транспорта, а затем и потерпевших по ОСАГО, - подытожил первый зам. гендиректора "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров. - Не должно быть так, чтобы жизнь погибшего в ДТП оценивалась ниже, чем жизнь погибшего в авиакатастрофе.
С АВИАКОМПАНИЯМИ СУДЯТСЯ ГОДАМИ
С судебными решениями о выплате компенсаций не согласны ни родственники жертв, ни авиакомпании. Разбирательства тянутся по нескольку лет.
19 октября 2007 года суд города Обь признал законными требования о выплате 750 тысяч рублей родственникам жителя Красноярского края Флора Басюка, погибшего в авиакатастрофе 24 августа 2004 года. Тогда самолет Ту-154, следовавший рейсом Москва - Сочи, был взорван террористкой-смертницей. Однако авиакомпания S7, которой принадлежал самолет, уже заявила о своем намерении обжаловать это решение.
Затягивается рассмотрение дела Константина Сластина, который потерял в авиакатастрофе А310 в Иркутске в июле 2006 года жену Веру и дочь Елену. Сластин требует от авиакомпании S7 компенсацию в размере 20 миллионов рублей. В S7 надеются завершить дело примирением сторон с выплатой меньшей суммы.
В сентябре вынесено решение по последнему иску родственников погибших в катастрофе Ту-154 рейса Анапа - Санкт-Петербург. Суд постановил авиакомпании ГТК "Россия" выплатить Татьяне Юсько 1 миллион рублей за четверых погибших в катастрофе, а ее сыну Виталию Юсько - 400 тысяч, Алексею Базылеву, потерявшему супругу и двоих детей, - 700 тысяч рублей. Истцы требовали возмещения морального вреда в размере 27 миллионов рублей за каждого погибшего. Они намерены продолжать судиться.
Борис Калиновский потерял в 2001 году отца. Он летел в Ту-154 авиакомпании "Сибирь", который был сбит украинской ракетой над Черным морем. Украина долгое время вообще отказывалась признать свою вину. Только в 2004 году Верховная Рада выплатила компенсации. Официально сумма осталась засекречена, но некоторые родственники озвучивали сумму в 200 тысяч долларов на каждого погибшего.
АВИАГРАЖДАНКА НА ЗАПАДНЫЙ МАНЕР
В международной практике выплаты потерпевшим в авиакатастрофах регламентируются двумя конвенциями: Варшавской (1929 г.) и Монрельской (1999 г.). В 1934 году СССР ратифицировал Варшавскую конвенцию, согласно которой ответственность компании-перевозчика за смерть пассажира или нанесение ему телесного вреда ограничивается суммой $8,3 тыс. При этом доказывать виновность компании для получения компенсаций приходится самим пострадавшим. Россия до сих пор руководствуется этой конвенцией.
В 1999 году с подачи США появилась Монреальская конвенция. Согласно этому документу, пассажиры имеют право, независимо от того, виновен ли в аварии перевозчик, на компенсацию в размере до $135 тыс. Причем если перевозчику не удастся доказать свою невиновность в происшествии, то потерпевшие вправе требовать с него любые суммы возмещения вреда. Однако отечественные авиаперевозчики все же подпадают под ее нормы, если полет выполняется в одну из присоединившихся к новой конвенции стран, и только в отношении тех пассажиров, которые купили билет в присоединившейся к этой конвенции стране.
Под Монреальской конвенцией поставили свои подписи многие страны мира. Россия пока воздержалась.
ТАК ПЛАТЯТ ЛИ ПОСТРАДАВШИМ?
Адвокат Игорь ТРУНОВ: "Родственники пострадавших в авиакатастрофах ничего не получают"
- В большинстве случаев в России родственники пострадавших в авиакатастрофах почти ничего не получают. На данный момент по прошлогодней авиакатастрофе самолета Пулковских авиалиний под Донецком вынесено 40 судебных решений. По результатам каждого родственники получили сущие крохи - за каждого погибшего члена семьи от 50 до 500 тысяч рублей. В Европе минимально возможная выплата в авиакатастрофах составляет 391 тысячу долларов. Но минимальная выплата - это все равно, что минимальный размер оплаты труда, совершенно условная цифра. Реально в цивилизованных странах получают гораздо больше. Например, в США каждого погибшего родственника обычно оценивают в 3 миллиона долларов. А у нас, по сути, компенсируют абстрактный моральный урон и в лучшем случае оплачивают похороны. О том же, что умер кормилец семьи, которой с его уходом, возможно, не на что будет жить, в России не думают.
Георгий ЕФИМЕНКО: "Компенсации выплачены прямыми указами Путина и Матвиенко"
Последняя авиакатастрофа произошла 22 августа 2006 года под Донецком. Тогда разбился лайнер Пулковских авиалиний, который летел из Анапы в Санкт-Петербург. Погибли 170 человек. Их родственники для защиты своих прав объединились в общество "Прерванный полет". Им выплатили компенсации за погибших близких на сумму около 85 миллионов рублей. Это рекордная сумма, которую удалось получить родным жертв авиакатастроф в России.
Георгий Ефименко, возглавляющий это объединение, потерял в катастрофе 28-летниего сына, 24-летнюю невестку и 3-летнего внука. Невестка с внуком отдыхали в Анапе два месяца, и сын приехал за ними, чтобы отвезти в Москву...
"Буквально сразу после катастрофы ко мне обратились с предложениями о помощи сразу несколько московских адвокатов, - вспоминает Ефименко. - Они были готовы работать бесплатно". Георгий подал иск в суд к авиакомпании с требованием возместить материальный и моральный ущерб. Слушание проходило в течение нескольких дней. Суд обязал выплатить по 12 тысяч рублей на каждого погибшего.
"Примерно в то же время по телевизору я услышал, что губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и президент Владимир Путин заявили, что окажут родственникам погибших материальную помощь", - рассказывает "Труду" Ефименко.
Он написал заявление в городской комитет по труду и социальной защите, и через несколько недель на специально открытый банковский счет пришли деньги. За каждого погибшего члена семьи из федерального бюджета перечислили материальную помощь по 100 тысяч рублей. Аналогичные суммы перевели из бюджета Санкт-Петербурга. А Пулковские авиалинии перечислили в качестве компенсации морального вреда 900 тысяч рублей (по 300 тысяч рублей за каждого члена семьи).
Полученные полтора с небольшим миллиона рублей сгорели довольно быстро: похороны, поминки. А кроме того, надо было содержать две осиротевшие семьи - свою и жены сына. "Как мне объяснили, федеральные и муниципальные компенсации были выплачены по прямым указам Путина и Матвиенко. Иначе я не получил бы ничего, кроме этих 36 тысяч рублей на троих погибших", - уверен Георгий Ефименко.