ВЛАДИМИР НАУМОВ: "Я ЗАПУСТИЛ ГОНДОЛУ У КРЕМЛЯ"

У Владимира Наумова особые отношения с богом времени Хроносом, он успевает в пять раз больше, чем коллеги. Трудно поверить, что в начале декабря легендарному режиссеру исполняется 80 лет. Накануне юбилея он сделал еще один фильм - фантасмагорию "Джоконда на асфальте". О новом фильме, жизни, времени и любви Владимир Наумович рассказал корреспонденту "Труда-7" Катерине Мигулиной.

СВИДАНИЯ С ДЖОКОНДОЙ
- На экранах - "Джоконда на асфальте". Слышала, что идея этой картины родилась очень давно по воле случая и не отпускала вас много лет.
- Идеи часто рождаются из малости - от случая, состояния погоды, брошенной кем-то невзначай фразы. "Джоконда на асфальте" возникла из случая, странного зрительного образа, который тревожил и притягивал. Дело было в Гамбурге много лет назад, я шел по улице и увидел на асфальте нарисованную мелками Джоконду. Художник ее рисовал, и прохожие бросали ему в шапку монетки. Потом он ушел, а я остался. По Джоконде ходили люди, пробегали собачки, проехал велосипедист, я смотрел на нее, а она на меня. И я ей говорю: "Перестань, не переживай, это же не ты, а всего лишь твое эхо".
- Она уже не улыбалась?
- По поводу улыбки Джоконды написано много томов, но, с моей точки зрения, она не улыбается. Это некая предулыбка, позыв к улыбке. Я пообещал ей прийти еще раз. Проходящие мимо немцы приняли меня за сумасшедшего. Через два месяца я снова летел в Гамбург на досъемки и в самолете вспомнил про Джоконду на асфальте. Группу, ехавшую со мной, я отправил в гостиницу, а сам поехал к ней. С трудом нашел то место и увидел потрясающее зрелище - красоту, которую начало разрушать время, создавая новую красоту. Дожди смыли ее щеку, затронули глаз. Время стало соавтором. Я пообещал ей, что мы повидаемся еще не раз. Мне было ее ужасно жалко, и перед отлетом я снова ее навестил.
- Почему рисунок на асфальте так зацепил вас?
- Не знаю. Однажды зимой мне снова нужно было ехать в Гамбург. Я был уверен, что от моей Джоконды ничего не осталось, но увидел нечто невероятное - ее, наполовину смытую дождями, покрыл тонкий ледок, который растрескался, и она смотрела на меня единственным сохранившимся глазом будто бы из-под разбитого стекла... Она не отпускала меня, словно просилась в мою картину.
- А почему не сняли сразу?
- Она не лезла ни в один из моих замыслов. Этот фильм я назвал "Джоконда на асфальте", но он не про нее. Она выполняет в фильме функцию времени. Время едино, его нельзя перерезать пилой как бревно, там много нервов, связывающих прошлое с настоящим.
- О чем картина?
- Эта картина о молодой женщине Ольге, у которой убили в горячей точке мужа (ее играет Наталия Наумова). За ней ухаживают два молодых человека - сослуживец (актер Даниил Страхов) и молодой крутой господин (Валерий Сторожик), младший партнер ее отца, - очень влиятельный человек. Главная героиня пытается освободиться от своей любви к погибшему мужу. Герой Сторожика выделывает невероятные номера, чтобы добиться расположения Ольги. Он дарит ей гондолу...
- Причем настоящую, как вы ее из Венеции-то привезли?
- Никто не верил, что я привезу гондолу. Но когда мы снимали в Венеции, я подружился с хозяином старинной верфи, на которой гондолы делают уже 300 лет, причем без всяких чертежей. Все гондолы одинаковые - 11-метровые. Мы ее купили, но нас долго не пропускала таможня, пришлось поднять скандал. Ведь каждый пропущенный день съемки стоил более 50 тысяч долларов. А гондолу не пропускали.
"ХОТЕЛ СНЯТЬ МАСТРОЯНИ"
- Слышала, вы собирались вместо "Джоконды" снимать совершенно другой фильм...
- У нас был замысел с нашим другом Тонино Гуэрра. Мы хотели снять фильм с Мастрояни и Белохвостиковой. Мы собирались у Тонино в горах в Пенабили, приезжал Марчелло, мы вместе работали над сценарием. Но в 1996 году Мастрояни не стало, и я не захотел снимать этот фильм с другим актером.
- Это была вторая несостоявшаяся попытка сделать фильм с Мастрояни? Вы же в "Тегеране-43" хотели снять его, а не Алена Делона.
- Где вы прочитали эту чепуху? Мы хотели снять в "Тегеране" потрясающего американского актера Роберта Редфорда, но не вышло.
- Я знаю, что в "Джоконде" вы тоже исполнили небольшую роль.
- Да, я впервые снялся в своем фильме. Играю человека, связанного с криминальным миром, по кличке Мама.
- А у вас есть какие-либо традиции? К примеру, Эльдар Рязанов оставляет себе небольшую роль в каждом своем фильме...
- Во всех фильмах у меня есть слепые. В Библии сказано: Слепые - вожди слепых, если слепой ведет слепого - оба упадут в яму. В "Тиле Уленшпигеле" это сделано буквально. А еще у меня традиция - из каждой предыдущей картины в новую вставлять фрагмент. К примеру, мы взяли эпизод с Виктором Авдюшко, который снимался в фильме "Мир входящему", и ввели его в фильм "Берег": специально построили для этого декорацию, и образовалась связь между героями Авдюшко и Владимира Гостюхина - они общались на экране, хотя в жизни друг друга не видели. Я очень люблю играть со временем. Никто не понял, что это кусок из другой картины, но возникает некий электрический контакт от того, что соединяются люди и ситуации из разных времен. И еще у меня в фильмах часто появляется человек, несущий колесо.
- Что такое в вашем понимании время?
- Разрушитель всего.
"МЫ - СУЩЕСТВА,КОТОРЫЕ СРОСЛИСЬ..."
- Вас с Наталией Белохвостиковой считают безупречной парой. В чем секрет вашего семейного счастья?
- Ни я, ни Наташа никогда не говорим о личном - это никого не должно касаться. Но мы действительно очень много лет вместе, любим друг друга, мы - существа, которые срослись. Семья для меня, как Родина. Когда я уезжаю за пределы России, какой бы прекрасной страна ни была, через две-три недели меня начинает тянуть домой. У себя дома я превращаюсь в улитку, прячусь в ракушку от всех стрессов. Но даже там круглые сутки продолжается все то же самое - кино. Мы с Наташей бесконечно обсуждаем какие-то эпизоды, которые надо было бы переснять. Если бы была такая возможность, я бы до сих пор исправлял свои фильмы.
- У вашей дочери Наталии в такой атмосфере не было шанса избежать кино как профессии.
- Наташа с раннего детства понимала, что кино не только праздник, фанфары и цветы, но и страшный труд, который подрывает здоровье. Она сознательно выбрала профессию, окончила актерский факультет у Армена Джигарханяна и Альберта Филозова, затем режиссерские курсы у Аллы Суриковой.
- Многие говорят, что им трудно работать с родными людьми.
- Мне легко. Мы все делаем вместе, обсуждаем. Когда Наташа старшая в лютый мороз в тонком шифоном платьице замерзала на крыше дома на набережной на съемках фильма "10 лет без права переписки", я, конечно, переживал. Но я не мог сделать ей поблажку. Хотя можно было что-то придумать, изменить рисунок сцены, но тогда бы изменилось настроение, состояние эпизода.
- Вы с Аловым первыми в стране сняли фильм по Михаилу Булгакову "Бег". Вы дружили с вдовой писателя Еленой Сергеевной и мечтали снять "Мастера и Маргариту".
- А кто не хотел? Елена Сергеевна подарила нам парижское издание, когда роман у нас еще не был издан.
- А как вам сериал Владимира Бортко?
- Я его не смотрел.
- У вас остается время на живопись?
- Ночь. Я обычно рисую с 2.00 до 5.00 утра. К сожалению, маслом писать не могу, так как запах в квартире стоит, а мастерской у меня нет.
- А ваши Наташи рисуют?
- Они очень одаренные в этом плане, Наташа младшая рисует пастелью. Она изображает какие-то странные города, в которых я узнаю отголоски наших путешествий по миру.
- Владимир Наумович, признайтесь, в чем вы черпаете энергию?
- Надо просто не переставать работать! Порой, конечно, наваливаются стрессы, неприятности. Если вдруг мне попадется на пути какой-нибудь маг, который захочет освободить меня от нагрузок, я его прогоню. Тогда мне нечем будет жить! Без стрессов скучно жить.
- Какие качества вы цените в людях?
- Все те качества, которыми обладал мой друг и коллега Александр Алов: он сочетал в себе настоящий талант, мужество (несмотря на тяжелую болезнь, он ни разу не опоздал на съемку и ни разу не ушел раньше времени), благородство, человеческое достоинство.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Владимир Наумов - российский режиссер, сценарист, продюсер; родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде в семье кинооператора и актрисы. В 1953 году окончил ВГИК. До 1983 года работал совместно с Александром Аловым. Самые известные фильмы: "Мир входящему" (1961 год), "Скверный анекдот" (1966), "Бег" (1970), "Легенда о Тиле" (1976), "Тегеран-43" (1980), "Берег" (1983), "Десять дней без права переписки" (1990), "Белый праздник" (1994), "Часы без стрелок" (2004). Владимир Наумов член правления киноконцерна "Мосфильм", народный артист СССР, лауреат Госпремии, профессор. У него сын Алексей от первого брака и дочь Наталья от брака с актрисой Наталией Белохвостиковой.