Главная Жизнь 04:55 15 Ноября 2013 5655
«Буран»: последний прорыв

 О том историческом событии вспоминает Игорь ВОЛК, учивший летать наш первый космический самолет

Анатолий Журин

Ровно 25 лет назад, утром 15 ноября 1988 года, с космодрома Байконур в свой первый и единственный полет ушел принципиально новый корабль «Буран». Совершив два витка вокруг Земли, он приземлился. Это был, пожалуй, последний столь крупный прорыв в отечественной космонавтике. Полет проходил без экипажа, в автоматическом режиме.

чественной космонавтике. Полет проходил без экипажа, в автоматическом режиме. Среди тех, кто встречал на байконурском аэродроме Юбилейный невиданную птицу, был командир отряда космонавтов-испытателей Игорь Волк. Он с товарищами готовился тогда к полетам на «Буране» – но, увы, не случилось... О тех событиях Игорь Петрович рассказывает корреспонденту «Труда».

Летчик-космонавт, Герой Советского Союза, налетавший только в испытательных полетах более 3,5 тысячи часов на всех типах истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов, тот осенний день, когда стартовал «Буран», запомнил на всю жизнь.

– Погода в то утро на Байконуре была мерзопакостная, к тому же дул очень сильный ветер. Я, помню, сильно удивился, узнав, что Лозино-Лозинский, разработчик системы, подписал полетный лист – характеристики самолета не соответствовали погодным и атмосферным условиям. И все же Глеб Евгеньевич взял на себя ответственность за запуск. А дальше... Интересно было наблюдать за представителями предприятий и КБ, отвечавших за каждый участок полета. Отработала первая ступень ракеты – радость у одних. Потом обнимаются другие, потом корабль вышел в космос – счастливы третьи. А уж когда космолет приземлился, тут ликование охватило всех без исключения! Мы все тогда были счастливы и горды. И, конечно, отметили событие как надо…

– Известно, что в процессе испытаний проекта «Буран» вам лично довелось выполнить пять рулежек и 13 полетов на специальном экземпляре корабля. Вы рассчитывали в экипаже с Римантасом Станкявичюсом на нем слетать в космос. Осталась ли у вас досада от того, что более 10 лет жизни, потраченных вами и вашими товарищами на запуск «Бурана», названного разработчиками многоразовым транспортным космическим кораблем (МТКК), вылились всего лишь в один его полет в автоматическом режиме?

– Досады нет. Мы сделали все что могли. А проект не получил развития не потому, что мы не захотели или не были к этому готовы. Все решалось на верхних этажах власти. Тут надо вспомнить о двух предшествовавших первому старту решениях: назвать «Буран» не космическим самолетом, а космическим аппаратом, а дальше, по требованию Министерства общего машиностроения, вытекающее из первого – полет должен выполняться только в автоматическом режиме.

– Притом что вашу группу летчиков-испытателей уважительно называли «волчьей стаей», подчеркивая ее слаженность и профессионализм. То есть пилоты были готовы к дальнейшим полетам?

– Я сам подбирал людей, в отличие от тех, кого мне потом навязывали в приказном порядке. Учитывал не только уровень летного мастерства, профессионализм, но и человеческие качества. Олег Кононенко, совершивший свой последний испытательный полет на Як-38 в Южно-Китайском море, Толя Левченко, не доживший всего три месяца до пуска «Бурана» из-за тяжелого заболевания, Саша Щукин, не вышедший из штопора на Су-26М в августе 1998 года, Римантас Станкявичюс, погибший в сентябре 1990 года на Су-27 на авиашоу в Сальпарезе близ Венеции… Это были замечательные ребята, удивительно спаянный коллектив. Светлая им память и моя глубокая благодарность. Тот же Олег Кононенко был вертолетчиком – а к началу нашей работы уже летал на Як-36 вертикального взлета... Конечно, попасть в нашу группу было престижно, поскольку переоценить опыт, который мы все обрели, невозможно. Ребята прошли школу, которая сегодня никому просто недостижима. И, конечно, они были готовы летать на «Буранах».

– Получается, как поется у Высоцкого, «не на равных играли с волками». Ваш отряд, рассчитывающий слетать, обманули?

– Естественно, мы рассчитывали на полет в космос. Но, строго говоря, даже сам генеральный конструктор «Энергии» Валентин Петрович Глушко не слишком оптимистично оценивал перспективы оте­чественного шаттла. Хотя он-то свою задачу – создать ракету «Энергия», которая вывела «Буран» (а это более 100 тонн) в космос, – решил. Я, кстати, и сейчас не очень понимаю: если ракета была такой удачной, почему ее сегодня не используют?

Но это к слову. А возвращаясь к «Бурану», скажу: было проведено огромное количество испытаний, чтобы подтвердить живучесть проекта. По всем планам должны были провести два автоматических пуска. Если и второй пройдет удачно, корабль можно было запускать в эксплуатацию. Так вот, планировался трехсуточный полет для тщательной проверки работы всех систем управления корабля. Но этого сделано уже не было. Получается, пролетав всего три часа, «Буран» выполнил свою пропагандистскую, рекламную задачу. А следующих шагов вслед за первым не последовало. Получилось, что тот первый и единственный полет этого корабля не имел большого смысла.

– Была уверенность, что с тем вылетом «Бурана» все пойдет по плану?

– Не у всех. Валерий Рюмин, например, предрекал катастрофу –мы даже, помню, обменялись ехидными репликами на этот счет. Но, надо отдать должное, мы все до конца сражались за «Буран». На заседании после закрытия проекта мы настаивали на создании резервной системы управления с помощью экипажа. Когда на встрече с Михаилом Горбачевым в 1989 году меня представили ему, я прямо заявил, что недоволен решением технического совета. Можете себе представить, какая после этих слов установилась тишина в Кремле. Генсеку, наверное, тоже стало понятно, сколько нам надо было еще работать, чтобы догнать американцев.

– Есть мнение весьма авторитетного специалиста по программе «Бурана» Николая Мельникова, что руководство ВПК просто испугалось повторить пуск «Бурана» после того, как все высокопоставленные чиновники получили высокие награды за первый пуск. Слишком велик был риск катастрофы, который мог привести к жестокому разочарованию на самом верху и оргвыводам по отношению к исполнителям…

– Я думаю, и тот первый полет был на грани риска, но надо было как-то отчитаться за огромные финансовые вложения в этот проект. Конечно, в трудовых коллективах об этом рассказывать было нельзя –люди слишком много физического и интеллектуального труда вложили в «Буран». И он их стараниями взлетел и приземлился. И я в этом смысле могу только гордиться нашими отечественными специалистами. Они доказали, что способны на многое.

– А может, создатели системы почувствовали, что уперлись в тупик – и нет смысла гнаться за американскими шаттлами?

– Повторюсь: для выводов нужны были два пуска! Был бы второй пуск, наверняка можно было в дальнейшем наращивать возможности «Бурана». Но всем уже стало не до космоса. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а еще через три года программу окончательно похоронили. В шоке были ученые, испытатели, производители, ведь на тот единственный взлет работали миллионы людей, не говоря уже о многомиллиардных вложениях в этот проект… Тысячи предприятий огромной страны. И главным в программе был даже не сам полет, а то, что за это время все задействованные в проекте предприятия оснастились новейшей техникой, технологиями, обещавшими поддержать высокий космический авторитет державы. Это было последнее мощное вложение материальных и интеллектуальных ресурсов, которые мы в наше время проедаем окончательно.

– Вы, Игорь Петрович, верите в то, что в России можно возобновить сегодня проект подобного масштаба?

– Я верю только в то, что скоро это сделает Китай. 

P.S. 12 мая 2002 года, спустя 13,5 года после полета в космос, на «изделие 1.01 «Буран» обрушилась крыша монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Так бесславно закончил свои дни советский «челнок», который к тому времени уже стал собственностью Казахстана...

 Слово эксперту

Анатолий Сыров, директор, главный конструктор МОКБ «МАРС»

– Наша организация отвечала за управление и аэродинамику «Бурана» от высоты 20 км до нуля, включая и пробег при приземлении. Команда Игоря Волка, считаю, внесла решающий вклад в успех того полета. Пилоты на фоне ожесточенных научных и межведомственных споров наглядно доказали способность космонавта управлять летающим аппаратом непосредственно после возвращения из невесомости. Когда Игорь Волк, вернувшись из орбитального полета с Савицкой и Джанибековым, тут же пересел в кресло пилота самолета и прекрасно его пилотировал вплоть до приземления, это показалось фантастикой. Еще одна задача, решенная Игорем Волком, – доказательство жизнеспособности корабля в автоматическом режиме. Представьте, какое требуется мужество: сидеть в кабине и, выполняя запрет разработчиков, не прикасаться к штурвалу даже при приземлении.

Можно ли попытаться сегодня вернуться к реализации столь крупномасштабных проектов? Во всяком случае такие задачи надо перед собой ставить. Они бы позволили консолидировать имеющиеся кадры космической и авиационной промышленности и воспитать новые. В те годы благодаря «буранному» проекту было бурное создание заделов, которые могли двинуть нашу страну по части космоса еще дальше. Увы, трагически разрушена сложившаяся тогда замечательная многомиллионная кооперация предприятий по всей огромной стране, объединенных одной великой идеей, готовая решать сложнейшие народно-хозяйственные задачи. Констатировать это и больно, и обидно…Ровно 25 лет назад, утром 15 ноября 1988 года, с космодрома Байконур в свой первый и единственный полет ушел принципиально новый корабль «Буран». Совершив два витка вокруг Земли, он приземлился. Это был, пожалуй, последний столь крупный прорыв в отечественной космонавтике. Полет проходил без экипажа, в автоматическом режиме.

 

В этот день в 1970 году с конвейера сошел первый ВАЗ-2101

Артем Скворцов
Труд
Фото из открытых источников

19 апреля 1970 года со сборочного конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в нашей стране «копейкой». Советскому человеку эта машина, прототипом которой являлся итальянский «Фиат-124»,...

Жизнь 00:07 / 19 Апреля 2024 6208
Молчать в трубочку!

Как найти управу на авиационных дебоширов? Проверять их перед посадкой на алкотестере?

Максим Башкеев
Труд
Фото: Frank Hoermann/Sven Simon, globallookpress.com

Как найти управу на авиационных дебоширов? Все гениальное просто. Чтобы неадекватные пассажиры не просочились в салон самолета, перед посадкой их нужно проверить на алкотестере. Дыхнул — и лети на здоровье....

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

Жизнь 00:12 / 19 Апреля 2024 5351
Далеко от Москвы

Есть лит жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Oлег Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Guo Feizhou/Синьхуа, globallookpress.com

Чем тревожнее новостные сводки, тем патриотичнее население — такую вот особенность выявили социологи, зафиксировавшие рост патриотизма в стране. По их утверждениям, это чувство сегодня присуще мужчинам и женщинам...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 5073
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 4698
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 4684
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Жизнь 00:10 / 19 Апреля 2024 4648
Половые заповеди

«Если жена тебе изменила, радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству»

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Voller Ernst / Siegfried Steinac, globallookpress.com

Немногие из крылатых фраз Чехова столь же популярны, как та, что вынесена в подзаголовок. Ну а что делать, если жизнь снова и снова подбрасывает поводы пошутить на эту тему. Вот как теперь, когда международное...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 4162
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 4084
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 20:01 / 20 Апреля 2024 4043
Последняя колонка

Наглый бобр напугал хозяев дома и сторожевого пса

Труд
Фото: © Christopher Jones, globallookpress.com

Обнявшись, будто две сестры Ярославскому фотографу Александру Давидику удалось запечатлеть редкое природное явление: контрастную границу слияния двух рек напротив городского парка, расположенного на Стрелке. Голубая Волга сотни метров...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3934
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?