В Хабаровском крае объявлен траур: шесть человек погибли в результате крушения легкомоторного самолета L-410 Turbolet, принадлежащего авиакомпании «Хабаровские авиалинии».
«Самолет выполнял рейс из Хабаровска в поселок Нелькан. Крушение произошло при заходе на посадку», – рассказали «ТАСС» в Дальневосточном следственном управлении СК РФ на транспорте.
Обломки упали в двух километрах от аэродрома, так что их поиски не заняли много времени.
Первоначально сообщалось о гибели троих пассажиров и двоих членов экипажа, однако позже выяснилось, что погибли все шестеро взрослых, находившиеся на борту воздушного судна.
Выжить удалось лишь трехлетней (по другим данным – четырехлетней) девочке. Она была госпитализирована в тяжелом состоянии. По предварительным данным, врачи диагностировали у сотрясение мозга и перелом ноги.
Позднее стало известно, что родители ребенка также целы и невредимы, хотя ранее считалось, что они стали жертвами катастрофы.
Как сообщил местный информ-портал «AmurMedia», девочка была в самолете не с родителями, а со своей преподавательницей. На месте прибытия малышку должна была встретить бабушка, в гости к которой она направлялась.
Стали известны и имена погибших пассажиров. Это Денис Амосов, Ольга и Анна Лапониковы и Светлана Пахомова. Вместе с ними погибли оба пилота.
Новый самолет и опытный летчик
Очевидцы, наблюдавшие за последним снижением «Турболета», отметили, что самолет сильно заваливался на бок. При этом 410-й не горел и не разваливался в воздухе.
Источник в авиационных кругах сообщил «ТАСС», что погибший самолет не был старым и находился в хорошем техническом состоянии. «Хабаровские авиалинии» эти самолеты закупали недавно, с 2013 года. Это новые чешские машины, они себя хорошо зарекомендовали. Их брали, чтобы заменить старые Ан-28. Думаю, там не должно было быть технических проблем», – отметил собеседник агентства.
Информатор не смог точно указать, когда именно был выпущен погибший самолет, но обозреватели выяснили, что «Хабаровские авиалинии» эксплуатируют всего четыре самолета этого типа: с номерами RA-67035, RA-67036, RA-67040 и RA-67047. Все они были выпущены в период с 2013 по 2015 год.
Источники, знакомые с ситуацией, сообщили журналистам, что за штурвалом погибшего «Турболета» находился опытный пилот. Не приходится грешить и на плохие погодные условия: «Снега не было, ветер три-четыре метра в секунду, тумана не было, видимость хорошая», – рассказал РИА «Новости» представитель Гидрометцентра.
На фотографиях, сделанных на месте крушения, видно, что фюзеляж L-410 сильно разрушен стволами деревьев. При этом спасатели отметили, что «Турболет» не загорелся.
Для расследования катастрофы Международный авиационный комитет создал специальную комиссию. Также выяснением причин трагедии занимаются транспортная прокуратура и Следственный комитет РФ. Основными версиями считаются техническая неисправность и ошибка пилотирования.
Падения «Турболетов»
Обозреватели отметили, что крушение L-410 стало первой потерей самолета для «Хабаровских авиалиний» и шестой по счету катастрофой этих машин в России.
L-410 Turbolet производятся чешской компанией Aircraft Industries. Многоцелевой турбовинтовой самолет для региональных авиалиний разрабатывался еще в 60-е годы конструкторском бюро завода Let Kunovice. К настоящему моменту построено более 1100 машин этого типа; из них 862 были поставлены в СССР.
Последняя модификация «Турболетов», L-410UVP-E20, способна перевозить до 19 пассажиров или 1,8 тонн груза, преодолевая расстояние в полторы тысячи километров. В 2016 году в Россию были поставлены девять 410-х, в текущем году российские авиаперевозчики должны были получить еще 11 «Турболетов». В целом самолеты этой модели считаются надежными и проверенными машинами. Большинство аварий с их участием были связаны или с человеческим фактором, или с неправильным обслуживанием.
Так, в 1992 году экипаж борта RA-67130 авиакомпании «Камчатавиа» нарушил схему посадки в сахалинском аэропорту «Байково». При ударе с землей произошло разрушение винта, одна из лопастей пробила обшивку и убила пассажиров, еще два человека были ранены.
На следующий год разбился L-410UVP-E авиакомпании «Саха-Авиа». Расследование показало, что борт был сильно перегружен. Предельный вес был превышен более чем на полтонны, а в салоне вместо 19 пассажиров находились 22. Жертвами катастрофы стали 24 человека.
В 95-году перегрузка, отказ правого двигателя и ошибочные действия пилотов в экстремальной ситуации привели к гибели «Турболета» в красноярском аэропорту «Елизов». Из 19 находившихся на борту погибли трое: два пилота и один пассажир. 13 человек получили ранения.
В 2003 году L-410UVP разрушился в воздухе над спортивным аэродромом в Тверской области. Расследование показало, что на самолет взял слишком большое количество парашютистов: вместо 12 спортсменов 23. При движении людей к люку для совершения прыжка, машина потеряла устойчивость и начала опрокидываться. Из-за большой скорости набегающий поток воздуха разорвал самолет. Все находившиеся на его борту люди погибли. В июле 2012 года, также после выброски парашютистов, L-410UVP разбился на спортивном аэродроме Большое Грызлово в Подмосковье. При посадке у самолета подломились две стойки шасси. От удара о взлетно-посадочную полосу была разрушена кабина, а оба пилота получили тяжелые травмы, и спустя несколько дней скончались в больнице.