Укол за свой счет

Чаще всего пациентам приходится оплачивать расходные материалы. Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Каждый третий пациент российских больниц, где формально все процедуры бесплатные, по факту за свое лечение доплачивает


«Тоже мне бином Ньютона», — воскликнул бы на это булгаковский Коровьев. Удивительнее другое: все больше наших сограждан считают сложившуюся практику в порядке вещей. Они не знают своих прав и не имеют представления, какие процедуры и медикаменты в стационаре им обязаны предоставить бесплатно.

Как известно, взносы из нашей зарплаты идут в Фонд обязательного медицинского страхования, из которого и финансируется лечение в стационарах. Но эти медицинские услуги оказываются отнюдь не бесплатно. Как показал опрос ФОМСа, треть россиян во время посещения больницы доплачивали за лечение и препараты. А каждый шестой респондент признался, что ничего не знает о существовании перечня бесплатных процедур и медикаментов в больницах и стационарах.

Чаще всего пациентам приходится оплачивать расходные материалы — шприцы и системы инфузионной терапии. На втором месте идут разного рода металлоконструкции, вживляемые в организм человека в рамках оперативных вмешательств. Платят также граждане из своего кармана за пломбировочный материал в стоматологических поликлиниках, за пленку для рентгена и диски для аппаратов КТ и МРТ... Легче, наверное, перечислить, за что не попросят раскошелиться.

В СМИ время от времени повествуется, как даже в онкологических центрах наживаются на больных, для которых лекарства должны предоставляться за бюджетный счет. Платные анализы, ультразвуковые исследования, гастроскопии, массаж и прием узких специалистов — это и вовсе проза жизни, за которую принято платить.

ФОМС проводит подобные социологические исследования регулярно. И результаты говорят о том, что ситуация в лучшую сторону не меняется. Во многом еще и потому, что в отрасли не особо стараются дать пациентам подробную информацию о деятельности медицинских организаций и объеме гарантированно бесплатных услуг. Казалось бы, стоит провести масштабную разъяснительную работу в соцсетях, напечатать памятки и брошюры — и проблема решится, люди станут свое не просить, а требовать. Да только кто же в этом заинтересован, кроме самих больных? Бодрое, нарастающими темпами превращение больниц и стационаров из лечебных учреждений в коммерческие предприятия — это общее место российского здравоохранения. А раз так, стоит ли удивляться тому, что повсеместно происходит подмена бесплатных процедур платными. Опять-таки, коммерческие услуги — это источник «живых» денег, которыми руководству медучреждения легче распорядиться по своему усмотрению (как именно, нетрудно догадаться). А бесплатная медицина — это бюджетные трансферты, выплаты страховых компаний и масса бумажной работы.

Впрочем, пациентам довольно часто приходится что-то покупать или за что-то платить не потому, что от них утаивают медикаменты или пытаются еще каким-либо образом на них нажиться, а потому что в больнице действительно чего-то не хватает. И чем дальше от федерального и региональных центров расположен стационар, тем выше вероятность того, что там может не оказаться в наличии самых элементарных медикаментов.

А все потому, что в отношении тех же центральных районных больниц действуют такие низкие тарифы на лечение пациентов, что их размера едва хватает медицинским учреждениям на то, чтобы сводить концы с концами. Многие из таких больниц к настоящему времени успели накопить весьма серьезную кредиторскую задолженность, и тут уже никакие памятки ФОМСа и Минздрава пациентам не помогут.

Комментарии для сайта Cackle

Японцы выбрали самых красивых россиянок. Первое место заняла Мария Шарапова. Вы согласны с этим выбором?