Увы, канули в Лету времена, когда ежегодный праздник московских композиторов охватывал все лучшие залы города, от Большого консерваторского до гигантской "России". Нынче у Союза композиторов Москвы, героически старающегося не дать угаснуть огню в музыкально-творческом очаге, средств хватает в основном лишь на организацию концертов в собственном Доме в Брюсовом переулке.
А жаль. Ибо "Московская осень" и в нынешних стесненных условиях остается настоящей панорамой музыкальных жанров в их сегодняшнем состоянии. Вам, например, интересно, какой бывает современная опера? Пожалуйста - вот моноопера Тараса Буевского "ARIA.RU", где, правда, в роли единственного действующего лица выступает не певица, а драматическая актриса (Лариса Парис), но оттого ее плач-причитание (произведение посвящено матерям погибших солдат) под аккомпанемент записанных на магнитофон уличных шумов и "живого" фортепиано звучит еще более "всамделишно". Вы интересуетесь музыкальным театром без слов? И для вас найдется нечто "вкусненькое": например, хореографическая сцена для балерины, саксофона и магнитофона "Жребий Немезиды" Сергея Жукова -своего рода поединок танцовщицы и инструменталиста (сценическое движение поставлено петербургским хореографом Марией Большаковой).
Конечно, невозможно ходить по два раза в день на концерты на протяжении почти месяца. Досадно, но пришлось пропустить многое, в том числе симфоническое собрание в Доме радио, на котором Государственный оркестр под управлением Владимира Понькина впервые в России исполнил Вторую симфонию Эдисона Денисова - мэтра отечественного авангарда, многолетнего руководителя Ассоциации современной музыки (АСМ), скончавшегося четыре года назад.
А вот сама ассоциация жива - вопреки неоднократному провозглашению скептиками ее кончины. И даже представила на суд публики по-своему уникальный концерт, состоявший аж из четырех отделений! Перефразируя знаменитое высказывание Достоевского, осмелюсь предположить: юмор спасет авангард. Ибо юмор - одно из самых мощных средств связи между миром человеческой психики (и, стало быть, искусством) и живой жизнью. К счастью, о наличии здорового чувства юмора у композиторов свидетельствовали такие сочинения, как, например, концертштюк для камерного ансамбля и голоса "Реклама военторга" Бориса Франкштейна - пародия на "совковое" сознание с упором на маршевые ритмы, парадоксально сочетаемые с литургическими текстами "Стабат матер" и "Диес ире" ("Мать скорбящая" и "День гнева"). Исполнение же Светланой Савенко крепко заряженных энергией, неотразимо-драйвовых "Сцен из действительной жизни" Владимира Тарнопольского на абсурдистские стихи австрийского поэта Эрнста Яндля вызвало настоящую овацию.
Разумеется, "Осень" - не только авангардные изыски. Немало сочинений, куда более умеренных по стилевой ориентации, вошло в программы, например, хоровых концертов. Это и совершенно традиционные (притом очень качественные) обработки русских народных песен, выполненные многоопытным Александром Флярковским. И филигранно отточенные "Пейзажи" Романа Леденева. И дивной красоты "Сад слез" Михаила Броннера, "Прощальный поцелуй" и "Вещая печаль" Ефрема Подгайца в исполнении неизменно собирающего аншлаг камерного хора Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина.
Особо стоит сказать об авторском вечере композитора Владимира Рябова, приуроченном к 50-летию музыканта. Кстати, в Москве сейчас проходит целый фестиваль, посвященный этой дате в жизни известного российского сочинителя музыки и общественного деятеля. На этом же вечере один из лучших отечественных коллективов - Саратовский театр хоровой музыки под руководством Людмилы Лицовой - исполнил произведения Рябова разных лет, так что почти гаврилинская в своей мелодической непосредственности кантата "Рыбацкие песни" на стихи Николая Рубцова соседствовала с утонченнейшей гармонической вязью "Мигов озаренья" - цикла на стихи русских пианистов (ведь, как известно, Владимир Софроницкий - один из "соавторов" этого произведения - был не только великим мастером фортепиано, но и самобытным поэтом; то же можно сказать и о ряде его коллег).
Зато заключительную симфоническую программу фестиваля никак не "обвинишь" в излишне утонченной чувственности. Здесь было много шума, хотя и, догадываюсь, весьма изобретательно организованного, как, например, в скрипичном концерте "Attalea princeps" известного своими озорными выдумками Виктора Екимовского. А Двадцать восьмая (!) симфония Мераба Гагнидзе, повествующая о многих печалях жизни, неожиданно, в стиле грузинского кино, закончилась веселеньким джазовым саксофоном, чье ностальгическое соло осталось звучать в записи уже после того, как оркестранты с нарочитой толкотней и грохотом покинули сцену...
Прошу прощения у многих вполне достойных и ждущих серьезного разговора участников "Осени", о которых даже не смог упомянуть здесь. Так, может, все-таки есть какой-то способ сделать все то, что выплескивают в ходе "Осени" на публику в виде этакой музыкальной демьяновой ухи, более доступным слушателям? И не прав ли уже упомянутый мною Ефрем Подгайц, призывая рассредоточить показ новой музыки по текущим программам различных исполнительских коллективов? Вряд ли это потребует существенно больших средств, чем те, что уходят на организацию перенасыщенного фестиваля. Тут стоит вспомнить об опыте, скажем, Франции, где пропаганда достижений отечественного искусства поддерживается государством - с помощью системы законов, материальных стимулов. Конечно, надо сохранить и сам фестиваль "Московская осень", ставший за 22 года неотъемлемой частью культурного ландшафта первопрестольной. Но при этом значительно поднять его престиж. Тем более что и тут есть опыт, достойный внимания, в частности российский. Например, близкий по идее ежегодный фестиваль "Петербургская весна", проходящий в северной столице более 30 лет, насколько мне известно, по-прежнему вовлекает в свою орбиту лучшие концертные эстрады города. Ей-богу, московские композиторы, их энтузиасты-исполнители и преданная публика заслужили того же.