КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Сегодня даже ребенок знает, что надо поддерживать отечественных товаропроизводителей. Без возрождения промышленности у России нет будущего как у развитой, цивилизованной страны. В противном случае ей уготована роль сырьевого придатка Запада. Таков лейтмотив многочисленных выступлений политиков всех уровней и рангов, включая членов правительства. Однако конфликт вокруг Томского нефтехимического комбината озадачивает: вроде бы выходит, что государственные органы в лице федерального министерства не только не помогают восстановлению крупного промышленного комплекса, но и препятствуют этому. Но обо всем по порядку.

В 1986 году в Томске было много речей, цветов и кумача. Повод для всего этого был действительно достойный: в строй действующих входил гигант советской индустрии Томский нефтехимический комбинат (ТНХК). Он и сейчас остается крупнейшим российским производителем метанола, полипропилена, полиэтилена и других сложных химических веществ, остронеобходимых промышленности.
В начале 90-х началась приватизация, и, как и многие другие, предприятие акционировали. Тем не менее решающее слово осталось за государством. Около 70 процентов акций находится у ООО "Аппарат управления", которое, в свою очередь, принадлежит "Сибирскому химическому комбинату" - структуре Минатома РФ. Все было бы хорошо, но в 1995 году дело не заладилось, финансово-экономическая ситуация на комбинате стремительно стала ухудшаться. Через два года здесь началась процедура банкротства.
Казалось бы, все - тушите свет, сливайте воду. Но банкротство - это отнюдь не конец, речь идет о финансовом оздоровлении, то есть о помощи попавшему в тяжелое положение предприятию. Процесс сложный, творческий, а в России еще и непредсказуемый. Так как "Аппарат управления", доведший комбинат до ручки, обладал контрольным пакетом акций, он сумел сконцентрировать у себя основную массу задолженностей. Это дало возможность "Аппарату" легко провести ряд своих кандидатов и взять под контроль комитет кредиторов, а также в октябре 1997 года пролоббировать назначение на должность внешнего управляющего М.Прохора.
В тот же период, по данным "Новой газеты", администрация Минатома предлагала передать контрольный пакет акций ТНХК довольно известному менеджеру Зие Бажаеву. Конечно, можно быть гением управления, но если нет возможности обеспечить комбинат сырьем, ничего у тебя не получится. К этой теме мы еще вернемся.
Между тем "Сибирский химический комбинат", вложив немалые средства в приобретение акций ТНХК, так и не смог обеспечить предприятие ни оборотными средствами, ни сырьем в объемах, необходимых для вывода на рентабельный режим работы. Итог вполне предсказуемый - дальнейший рост кредитной задолженности, которая уже превысила два миллиарда рублей.
В прошлом году Минатом наконец-то передал по доверенности полномочия "Аппарата управления" и "Сибирского химического комбината" "Группе "Альянс". Но попытка изменить ситуацию к лучшему не увенчалась успехом. Так и не пошли обещанные инвестиции, не удалось найти понимание ни у администрации области, ни у большинства кредиторов и поставщиков сырья. Серьезные противоречия относительно дальнейших путей вывода комбината из кризиса возникли у "Альянса" с внешним управляющим М.Прохором, принципиально отстаивающим свою точку зрения.
Все отчетливее стала звучать идея найти для комбината нового хозяина. По этому поводу в томской администрации прошло даже несколько заседаний. Озабоченность местной власти понятна, если социально значимое предприятие, каким является ТНХК, попадет в чужие руки, то, вполне возможно, его зарегистрируют вне области. Значит, и налоги для томичей будут потеряны. Кстати, в этом смысле для области было бы удобнее, если бы поставщиками сырья для комбината стали местные предприятия. А что такое налоги для области? Это - зарплаты учителям, врачам, всем бюджетникам. Это в конце концов комфортная зимовка, ведь Сибирь далеко не самый теплый регион в стране.
Появился и реальный претендент на роль рачительного хозяина - структуры Газпрома, у которых имелись и сырье, и деньги, а главное, не было и нет необходимости уводить комбинат из области. Несмотря на явные преимущества такой альтернативы,положительных подвижек не было - противился Минатом.
Когда позиция ОАО "Востокгазпром", который входит в структуру Газпрома, значительно усилилась и дело дошло до подписания протокола о намерениях с губернатором области, представители Минатома и "Альянса" вылетели чартерным рейсом в Томск. По всей видимости, представитель министерства пытался уговорить губернатора Виктора Кресса пересмотреть свое отношение к газовикам.
Но вернемся к "чистой" экономике. С приходом на "Сибирский химический комбинат" внешнего управляющего М. Прохора была разработана программа. Ставку сделали на привлечение стратегических инвесторов: только с их помощью можно восстановить фактически разрушенное производство. Суть программы заключалась в том, чтобы внести основные мощности по производству метанола и полимеров в уставные капиталы новых юридических лиц - ООО "Метанол" и ООО "Полимис".
Структурная перестройка имущественного комплекса комбината, осуществленная в результате нескольких этапов, сделала его привлекательным для крупнейших поставщиков сырья. Теперь стало возможным говорить о реальном выходе из затянувшегося кризиса. Эксперты сошлись во мнении, что для финансового оздоровления потребуется не более пяти лет.
Положительные результаты не только планируются, их уже можно, как говорится, пощупать руками. За десять месяцев нынешнего года объем производства завода "Полипропилен" превысил аналогичную цифру за весь прошлый год на 44 процента, завода "ЭП-300" - в 2,5 раза, а завода "Полиэтилен" - в три раза. Полностью погашены долги по заработной плате. Более того, ее повысили на пятьдесят процентов. Успехи могли бы быть гораздо весомее. Дело за малым - нужен настоящий хозяин. Для финансового оздоровления необходимо также принять достаточно жесткие решения по отношению к активам предприятия. Прозрачная игра на правовом поле, а не запутанные кабинетные интриги, пойдет на пользу комбинату, привлечет сюда дополнительные инвестиции. Такой ход событий во многом зависит от Минатома и выступающей от его имени "Группы "Альянс".
Пока этого не наблюдается. Предприятие, которое могло бы зарабатывать более миллиона долларов в месяц, "производит" убытки точно на такую же сумму. Кому это выгодно?