06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОГДА ТРУБА МОЖЕТ СТАТЬ БУМЕРАНГОМ

Яновец Максим
Опубликовано 01:01 15 Декабря 2000г.
Поддержка отечественного производителя - дело хорошее. Но иной раз она может ударить по самим российским производителям. Именно это и происходит с антидемпинговыми мерами против экспорта украинских труб в Россию.

Суть дела такова: в начале 90-х годов на долю Украины приходилось почти 20 процентов российского рынка труб, что приводило к значительным потерям для наших производителей. В то время Россия была вынуждена ввести жесткие антидемпинговые меры, которые позволили бы сохранить наш металлургический потенциал. По этому поводу был принят специальный закон. В результате так подняли транзитный транспортный тариф (сейчас для украинцев он почти вчетверо больше, чем для отечественных производителей), что продавать украинские трубы, по существу, можно только в Россию. Пока труба добиралась до границы, она из стальной превращалась в "золотую". Естественно, такие обстоятельства заставляли украинских производителей выходить на российский трубный рынок как на "последний и решительный бой".
Но в 1996 г. отечественное производство труб стало расти, а импорт (в том числе и украинский) - сокращаться. После дефолта 1998 г. в металлургии начался самый настоящий бум. За последние два года производство труб выросло почти вдвое, а украинский импорт резко сократился. И тут Россия "вспомнила" об украинских трубах...
Решение, абсолютно оправданное пять лет назад, теперь вошло в противоречие с российским законодательством. Юридический спор сводится к тому, что понимать под "тремя предшествующими годами". По здравому смыслу надо рассматривать динамику за три последних года, т.е. 1996-1999, за которые в Госкомстате и Государственном таможенном комитете уже есть полные и обобщенные данные. Но поскольку прямо в Федеральном законе "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности" об этом не говорится, инициаторы расследования берут произвольно любые три года и делают на основе этого собственные выводы.
Доля украинских изделий на российском рынке неуклонно сокращается, - в 1999 г. она составила только 12,4 процента. Если украинский экспорт сократится еще больше, то это приведет к дальнейшему росту спроса, что, в свою очередь, вызовет неконтролируемый рост цен. Это противоречит интересам потребителей изделий металлургической промышленности, прежде всего нефтегазового комплекса. И еще: неконтролируемый рост цен на трубы может навредить стратегическим интересам всей российской экономики на международном рынке.
Дело в том, что параллельно Минэкономики сейчас занято решением стратегически важной задачи: вместе с российскими металлургами пытается доказать правительству США, что Россия стала страной с рыночной экономикой и, соответственно, американцы должны отказаться от антидемпинговых ограничений, наложенных на российский экспорт.
Порядок введения антидемпинговых ограничений для экспорта стран с рыночной экономикой очень четко оговорен в законодательстве США. Такие ограничения вводятся только в тех случаях, когда на экспорт некое изделие продается по цене, меньшей, чем на внутреннем рынке. Таким образом, прорываясь на американский (и не только американский) рынок, российские металлурги кровно заинтересованы в том, чтобы внутрироссийская цена на их изделия оставалась невысокой.
Но есть и еще одно обстоятельство: российское законодательство называет его "субсидией иностранного государства", а мировое - "степенью участия государства в ценообразовании". Если по остальным критериям Россия довольно легко может доказать "рыночность" своей экономики, то убеждать мировое сообщество в естественности наших "естественных монополий" и в том, что российское законодательство не содержит мер явно протекционистского характера, придется долго. Если же против украинского экспорта будут введены антидемпинговые меры, доказать невмешательство государства в ценообразование в сфере металлургии будет практически невозможно.
За первые 6 месяцев 2000 г. рост производства труб на российских предприятиях составил 181 процент - куда больше, чем рост в нефтяной и газовой промышленности. Но трубы - лишь верхушка айсберга: это производство для гигантов отечественной металлургии является "сопутствующим", и бурный рост свидетельствует об общем улучшении дел в отрасли. А если есть продукция, то требуется и сбыт, что предполагает активную работу на рынках ЕС и США. Возникает парадоксальная ситуация, когда крупнейшие российские металлопроизводители - Нижнетагильский металлургический комбинат, Северсталь, Магнитка, с одной стороны, требуют ограничить украинский импорт, как мешающий их "сопутствующему" производству, а с другой - рискуют при таком ограничении потерять уже основное производство, ибо для их продукции окажутся закрытыми наиболее выгодные и перспективные рынки сбыта. Таким образом, российские металлурги по отношению к собственному правительству находятся совершенно в том же положении, что их украинские "друзья-соперники" по отношению к своему.
Россияне добиваются от правительства тех же льгот, которые уже есть у украинцев (в частности, возвратного НДС). Одновременно они сталкиваются с попытками вытеснить их с международных рынков, причем под теми же предлогами, под которыми они сами пытаются "перекрыть кислород" украинским экспортерам.
Тут-то и таится главная опасность. Если у нас будут введены антидемпинговые ограничения на украинскую продукцию, мы рискуем стать жертвой точно таких же санкций: у российских металлургов не будет ни юридических, ни моральных прав рассчитывать на понимание своих нужд и интересов со стороны международного сообщества. Тогда антидемпинговый бумеранг вернется по украинской трубе и ударит по самим российским металлургам.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников