ЗАВЕЩАНИЕ ШАМИЛЯ

В Государственном Историческом музее состоялась торжественная церемония передачи раритетов - 19 подлинников писем третьего имама военно-теократического государственного образования Чечни, вождя национально-освободительного движения горских народов Кавказа Шамиля.

Их последний владелец - предводитель русского Дворянского собрания Северной Америки князь Алексей Щербатов во время визита президента России Владимира Путина в США принял решение о безвозмездной передаче исторических отечественных ценностей родине. По словам князя, он всегда считал, что место раритетов - не в его коллекции, а в России, но не спешил возвращать их на Родину во времена Советской власти. Лишь с приходом нового президента РФ Владимира Путина - по выражению князя, "надежды Российской державы" - он счел возможным вернуть реликвии по принадлежности.
Государственный Исторический музей с 1936-1937 годов уже располагал значительным количеством уникальных материалов, связанных с освободительной борьбой горцев под руководством Шамиля. В частности, в его коллекции - 70 ценных документов, принадлежащих перу самого имама. Некоторые из них были представлены журналистам. Пожелтевшие от времени листки, испещренные убористой арабской вязью, отражают повседневные заботы, которыми жил глава государственно-теократического образования. Шамиля, в частности, интересуют вопросы добычи и выплавки железной руды, обеспечения крестьян фуражом и семенами, пополнения общественной казны в связи с развертыванием военных действий.
Раритеты, подаренные России князем Щербатовым, ценны тем, что раскрывают духовный облик Шамиля, переоценку им политических и государственных воззрений. Прежде всего это отказ имама от вооруженной борьбы с Россией и глубокие обоснования такого решения.
Шамиль вместе со своими двумя сыновьями принял такую присягу в Дворянском собрании Калуги 26 августа 1866 года и пишет государю: "Мой священный долг как облагодетельствованного дряхлого старца и покоренного твоей великой душою внушить детям моим их обязанности перед Россией и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к тебе, государь, за все благодеяния, которыми ты меня постоянно осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными царям России и полезными слугами новому нашему Отечеству".
В октябре 1869 года Шамиль вместе с его старшим сыном Гази-Магомедом был приглашен в Санкт-Петербург на бракосочетание наследника престола, будущего императора России Александра III. Здесь он произнес на арабском языке свою знаменитую речь. "Да будет известно всем и каждому, - сказал имам, - что старый Шамиль на склоне дней своих жалеет о том, что он не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь службе Белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется".
И последнее письмо имама, присланное им князю Барятинскому: "Прошу вас как о великой милости исходатайствовать у государя Императора, не перестающего осыпать меня благодеяниями, чтобы в случае смерти моей он соединил вместе жен и детей моих для того, чтобы они не остались, как овцы в пустыне без пастыря. Благодарю Государя за все его явное и постоянное внимание".