ПРЕДСТОИТ РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

ЗАЯВЛЕНИЕ БЕЛОГО ДОМА
Сегодня США и Россия вынуждены иметь дело с новыми угрозами. Самые

ЗАЯВЛЕНИЕ БЕЛОГО ДОМА
Сегодня США и Россия вынуждены иметь дело с новыми угрозами. Самые опасные из этих угроз - оружие массового поражения и средства их доставки, которыми обладают террористы и государства-изгои. Ряд этих стран приобретает баллистические ракеты дальнего радиуса действия, которые используются ими как инструменты шантажа и влияния против США, их друзей и союзников. США должны защитить себя и своих друзей и союзников от этих угроз. Мы должны разработать и разместить средства сдерживания и защиты против этих угроз, включая ограниченную защиту своей территории посредством ракет.
Принимая во внимание появление этих новых угроз нашей безопасности и необходимость защиты от них, США формально уведомляют о своем выходе из Договора по ПРО 1972 года. Согласно XV статье этого договора, выход из договора будет осуществлен через шесть месяцев после предварительного уведомления об этом.
В то же время США хотят продолжать сотрудничество с Россией в сфере разработки элементов новых стратегических отношений.
- В области наступательных ядерных вооружений мы приветствуем обязательства президента Путина, направленные на сокращение арсеналов ядерного оружия России, и подтверждаем свои обязательства по сокращению ядерного потенциала США.
- Мы хотим продолжать консультации по вопросам увеличения прозрачности и предсказуемости в области сокращения ядерных наступательных вооружений.
- Мы также хотим продолжать консультации по вопросам прозрачности, доверия, строительства и сотрудничества в сфере противоракетной обороны: в рамках совместных учений и потенциальных совместных программ развития.
- США также планируют обсудить с Россией вопросы, касающиеся установления регулярных контактов в области оборонного планирования, цель которых - обмен информацией по проблемам сил стратегического назначения. США также планируют углубить сотрудничество в области предотвращения и минимизации последствий распространения оружия массового поражения.
ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ВЛАДИМИРА ПУТИНА
Руководство США говорило об этом (о выходе через шесть месяцев из Договора по противоракетной обороне 1972 года) неоднократно, и такой шаг не явился для нас неожиданностью. Однако мы считаем данное решение ошибочным.
Как известно, Россия так же, как и США, в отличие от других ядерных держав давно располагает эффективной системой преодоления противоракетной обороны. Поэтому я с полной уверенностью могу заявить, что принятое президентом США решение не создает угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Вместе с тем наша страна не пошла на настойчиво предлагавшийся США совместный выход из Договора по ПРО и сделала все от нее зависящее, чтобы этот договор сохранить. Продолжаю считать и сегодня, что такая позиция является верной и обоснованной. При этом Россия прежде всего руководствовалась заботой о сохранении и укреплении международных правовых основ в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения.
Договор по противоракетной обороне как раз и является одной из несущих конструкций правовой системы в этой области. Эта система создавалась совместными усилиями на протяжении последних десятилетий...
Считаю, что нынешний уровень двусторонних отношений между Российской Федерацией и США должен быть не только сохранен, но и использован для скорейшей выработки новых рамок стратегических взаимоотношений.
Наряду с проблемой противоракетной обороны особое значение в этих условиях приобретает и правовое оформление достигнутых договоренностей о дальнейших радикальных, необратимых и проверяемых сокращениях стратегических наступательных вооружений, по нашему мнению, до уровня 1500 - 2200 ядерных боезарядов у каждой стороны.
НЕ РУБИТЬ ТОПОРОМ
Председатель Комитета Госдумы РФ по международным делам Дмитрий Рогозин заявил газете "Труд":
Истинные причины выхода американцев из Договора по ПРО кроются в событиях 11 сентября. Правда, выводы, которые они сделали при этом на мой взгляд, кажутся неправильными. 11 сентября как раз показало, что США угрожают не страны-изгои, как они их именуют, которые до сих пор не имеют ракетных средств, способных донести оружие массового уничтожения до США. И вообще ни одного безумного нет, который мог бы напасть, допустим, на Российскую Федерацию или на США.
11 сентября показало как раз совсем другое. То, что террористические акты с большим людским и материальным ущербом могут наноситься при захвате, скажем, пассажирского транспорта, в том числе пассажирских лайнеров. Но мне кажется, что 11 сентября на самом деле ключевая дата для США, когда они решили действовать самостоятельно, не обращая внимания на свои собственные международные обязательства, и действовать, фактически не ставя своих союзников по НАТО в известность.
Из Договора по ПРО (мы его называли краеугольным камнем, он, собственно говоря, таким и является, и это не просто красивая фраза) вытекает целая серия международных соглашений, более 20. Поэтому, честно говоря, многие эти соглашения сейчас летят в корзину. Мне кажется, что если четко следовать букве закона о ратификации Договора СНВ-2, которая состоялась 14 апреля 2000 года (кстати, этот договор до сих пор не ратифицирован американской стороной), то согласно его положениям мы не имеем права иметь ракеты наземного базирования с разделяющимися головными частями. Вот этот договор на самом деле сегодня теряет юридическую силу, равно как и Договор СНВ-1, который действует в настоящий момент.
Тем не менее хочу сказать, что просто рубить топором сейчас по всей архитектуре международной безопасности, делать так же, как это делают сегодня США, наверное, не следует. Реагируя на выход США из Договора по ПРО, мы должны выбрать наиболее адекватные формы.