10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГАЙДАЙ ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ

Павлючик Леонид
Опубликовано 01:01 15 Декабря 2001г.
При жизни его не ценили - считалось, что Леонид Гайдай снимает "кино второго сорта". То ли дело - производственные драмы, военные эпопеи, ну в крайнем случае - "высоколобое" авторское кино. А он упорно продолжал снимать свои "неактуальные", "легкомысленные", "мелкотравчатые" комедии...

Прошло всего восемь лет со дня смерти прославленного комедиографа, но сегодня всем стало ясно: Леонид Гайдай - классик нашего кино. Такой же непререкаемый, как Бондарчук, Тарковский, Шукшин... Это "наш Чаплин" и "наш Спилберг" в одном лице. Фильмы Гайдая побили все рекорды "смотрибельности" в стране: его картины "Пес Барбос и необычный кросс", "Самогонщики", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Двенадцать стульев" посмотрели в свое время сотни миллионов кинозрителей, а сегодня каждую из этих лент крутят на разных каналах по 30-40 раз в году. Мало кто из режиссеров может похвастаться такой поистине всенародной любовью. Но при том, что его фильмы знают почти наизусть, что реплики из них разошлись в народе по цитатам, - о самом Гайдае широкая публика до последнего времени мало что знала. Исправить эту вопиющую несправедливость взялся режиссер Евгений Цымбал, снявший большой документальный фильм "Леонид Гайдай: от смешного до великого", премьера которого состоялась на днях в Доме кино.
О Леониде Иовиче в фильме вспоминают друзья и соратники прославленного комедиографа - актеры Леонид Куравлев, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Вячеслав Невинный, Наталья Варлей, Дмитрий Харатьян, сценарист Яков Костюковский, композитор Александр Зацепин, режиссер Савва Кулиш, наконец, Нина Гребешкова - актриса и верная спутница жизни Леонида Гайдая... Благодаря им зрители узнают о Леониде Иовиче много интересного, важного, нового. Например, о том, что он воевал, был ранен в ногу, стал инвалидом, но никогда никому не жаловался на хвори и недомогания. О том, что первоначально худой, нескладный, очень высокий юноша учился на актера и даже снялся у классика советского кино Бориса Барнета в фильме "Ляна". О том, что ретивые педагоги хотели отчислить Гайдая с режиссерского факультета ВГИКа за... профнепригодность, но, слава Богу, выручил Григорий Александров, почувствовавший незаурядный комедийный дар молодого режиссера. О том, что первый фильм Гайдая -- кинопамфлет "Жених с того света" цензура сократила ровно в два раза, навесив на Гайдая клеймо "антисоветчика". Спас Леонида Иовича всемогущий Иван Пырьев, предложив Гайдаю срочно снять фильм на революционно-патриотическую тему. Тот сделал вполне профессиональную, качественную картину, но до конца жизни стыдился ее, ни разу не включив это творение в свою фильмографию. Наконец, узнают зрители о подробностях и обстоятельствах, при которых рождались общепризнанные шедевры Гайдая...
Например, едва ли не больше всего досталось на худсоветах невиннейшей "Бриллиантовой руке". Ее обвиняли опять-таки в антисоветчине (что это за странный "остров невезения" и где он находится?), в аморалке (не могли простить рискованный по тем временам эпизод с "невиноватой" героиней С. Светличной), в пропаганде алкоголизма (почему это герои так много и без видимого отвращения выпивают?), в других смертных грехах. А пуще всего перепугал партийных чинуш атомный гриб, который грозно венчал конец этой безумно смешной комедии. Режиссеру было предложено внести множество поправок, в том числе и обязательно вырезать финал. Но Гайдай стоял насмерть: или фильм выйдет в полном виде, или не выйдет совсем. Запахло грандиозным скандалом: "Бриллиантовую руку", благодаря многочисленным репортажам со съемок, ждала вся страна. Тогда Гайдаю позвонил сам министр кинематографии, он априори простил режиссеру все прочие "прегрешения", слезно умоляя вырезать хотя бы атомный гриб. Режиссер неохотно, со скрипом, взяв три дня на раздумья, пошел на компромисс. Юмор ситуации, однако, заключался в том, что этот финал в последний момент был специально "присобачен" Гайдаем для того, чтобы с видимым усилием пожертвовать им и тем самым спасти фильм от других губительных поправок. Блистательная придумка гениального режиссера - вполне в духе его искрометного творчества, которое, подобно выдержанному коньяку, с годами только обретает аромат. О чем, кстати, свидетельствовал и нескончаемый хохот во время просмотра фильма "От смешного до великого" - особенно в тех местах, когда шли цитаты из бессмертных комедий самого Гайдая...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников