СЪЕЗД ЗАВЯЗАВШИХ

Водка - такой же символ России, как Кремль, Гагарин, медведь и балалайка. Пьют "белую" у нас серьезно. По данным Минздрава, около 2,2 миллиона россиян больны алкоголизмом и алкогольными психозами, еще более 400 тысяч человек находится под наблюдением наркологов с диагнозом "пагубное употребление алкоголя, без формирования зависимости". А сколько нещадно пьющих вне минздравовской статистики...

Бороться с "зеленым змием" трудно. Но можно. Один из способов победить недуг - стать членом Содружества анонимных алкоголиков (АА). Это американское изобретение. Сегодня клубы АА разбросаны по всему миру, их посещают почти три миллиона человек. Есть они и в России. Недавно около 200 бывших алкоголиков собрались в санатории под Кировом, чтобы провести XIV Форум российского содружества АА.
Светлая мысль бороться с пьянством путем общения с себе подобными и взаимоподдержки пришла в головы двум американским алкоголикам в 1935 году. Один был хирургом, другой - бизнесменом. Объединяло их желание бросить пить. Методом проб и ошибок коллеги по несчастью разработали прикладную методику, удерживающую алкоголика от желания сорваться в запой. Например, отказываться от первой рюмки, помнить, что алкоголизм - неизлечимая болезнь, не раздражаться, доброжелательно относиться к себе, избавиться от одиночества. На первый взгляд все это просто. Но биографии тех, кто приехал на форум, доказывают обратное.
Семену под 50. Улыбчивый голубоглазый мужик, на плечи накинут модный пиджак. По виду не скажешь, что когда-то пил по-черному. С 1999 года - в завязке, руководит секцией АА в провинциальном городе: раз в неделю проводит собрания в конференц-зале местного наркологического диспансера. Вот что Семен рассказывает о себе:
- Регулярно выпивать начал с 16 лет. Пил перед дискотекой пиво, легкое вино. Для куража, а главное - чтобы не быть белой вороной в глазах сверстников. На водку перешел после армии, когда устроился водителем в троллейбусный парк. Поначалу пьянство не мешало, но потом стало все труднее выходить на работу с похмелья. Я ушел в сапожную мастерскую. Выпивал бутылку водки в день и не считал это драмой: у меня была работа, и я не пропивал вещи.
В 1986-м принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Среди ликвидаторов ходили слухи, что радиацию можно вывести водкой. Вот тогда я стал пить еще больше. В 1991-м начались галлюцинации. Сходил в церковь, бросил пить, держался полгода, потом сорвался. Вскоре четко осознал: начались конкретные алкогольные проблемы на работе, в семье. Я, например, регулярно бил жену, отсидел за жестокие побои 1,5 года в колонии. В 1997-м твердо решил бросить пить. Я не знал, как буду жить дальше. Просто лежал на диване с больной головой и слушал радио. Журналист брал интервью у нарколога и рассказывал о способах лечения алкоголизма. Упомянул об анонимных алкоголиках, и я подумал: стоит попробовать.
Семен отправился в наркологический диспансер и попытался найти группу АА. Но врачи объяснили: они сами пытались создать группу, но ничего не вышло. На собрания никто из пьющего контингента не ходил. "Если хочешь - займись этим сам, - сказал Семену главврач. - У нас и литература по АА есть, а под собрания мы конференц-зал бесплатно выделим". Первую группу - 10 человек - удалось собрать на месте, из пациентов наркодиспансера.
- Ребята срывались, уходили в запои, - говорит Семен. - Были моменты, когда я оставался один. Приходил, ставил чайник и читал книги по психологии. Для себя. Неделю, три, месяц. И так - почти год. Иногда думал: плевать, пойду, махну рюмашку. Но тут же себя одергивал: главное - остаться сегодня трезвым. Обязательно сегодня. Это помогало... Сейчас наши собрания посещает около 50 человек. Я уже 5 лет не пью - ни пива, ничего. Группу веду для души и, как все в АА, считаю, что брать за это деньги - грех. А работаю в той же наркологии санитаром...
Анонимные алкоголики - люди демократичных взглядов. Здесь не принято судить о человеке по толщине его кошелька. Сантехник на равных общается с директором сети часовых мастерских, безработный - с хозяином фирмы по перевозке грузов. Заслугой считается разве что число лет, прожитых в трезвости. Но и этим не бравируют: бывало, что в запой уходили люди, соблюдавшие сухой закон по 10 и более лет. Каждый бывший алкоголик знает: чтобы жизнь пошла под откос, достаточно выпить рюмку. У каждого своя история падения на дно. Вот исповедь 56-летней Галины:
- Я родилась на Дальнем Востоке. После школы приехала в Москву, поступила в техникум, потом в институт. Жила в общежитии, работала в три смены, вечерами училась. Карьера шла в гору: помощник мастера, мастер, начальник цеха, заведующая производством, главный инженер. В подчинении - 2 тысячи человек. В 80-е часто ездила за границу: мы закупали новое оборудование в Германии и Италии. Была замужем, растила дочь. Вместе с мужем любила ходить в компании, могла выпить бутылку водки и не страдать от похмелья.
Со временем стала замечать, что без выпивки "не получается". Бутылка сама находила друзей. Но это были не руководители, с которыми я общалась по службе, а соседи и муж. Выпивали мы каждый вечер. Постепенно я опустилась: уже не очень стыдилась запаха с похмелья, неопрятного вида, беспорядка в доме. Ничего не могла с собой сделать. Семейная жизнь пошла наперекосяк: начались пьяные драки с мужем, дочь пропадала в каких-то компаниях. 5 лет пьянки закончились тем, что меня вызвал директор предприятия и сказал: "Мы решили с тобой распрощаться".
С поста главного инженера я ушла с чувством подспудной радости: теперь ничто не мешало пить. Устроилась дворником. Деньги тратила только на выпивку, но их, понятно, не хватало. Чтобы свести концы с концами, собирала бутылки по контейнерам. Кормилась возле больничной столовой, где выставляли бачки с отбросами. Спасибо сестре: она все-таки уговорила меня лечь в наркологический диспансер. Я была похожа на живой труп - кожа да кости. Как-то после процедур нас, пациентов, собрали в столовой: в больнице проводили занятия анонимные алкоголики. Среди них была женщина, которая рассказала историю, очень похожую на мою. Тогда я поверила, что смогу жить трезвой. Постепенно на собрания АА начала ходить дочка, потом муж. Семья начала возрождаться...
Сейчас в России работает около 300 групп АА. Для нашей страны - ничтожно мало. В Германии, например, насчитывается около 2300 подобных групп. Хотя и этот способ борьбы с алкоголизмом - не панацея. По статистике, в среднем из 10 человек, приходящих на собрания АА, всерьез "завязывают" двое.