ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Когда смотришь много сериалов подряд, невольно

Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Когда смотришь много сериалов подряд, невольно обращаешь внимание на те перемены, которые постепенно происходят в кадре и при урывочном просмотре не замечаются. Я имею в виду не то, что в фильмах стали меньше курить, зато много пьют и, как правило, изысканные напитки. Я говорю о переменах в жанре и тематике. На смену ужастикам, триллерам и жестким детективам пришли мелодрамы самого разного порядка. Успех костюмной "Бедной Насти", дебютировавшей в свое время на СТС, сподвиг Первый канал на создание очень сложного по сюжету (то есть с невероятным наворотом подлинных и выдуманных событий) сериала с претенциозным названием "Адъютанты любви". Его действие протекает в начале ХIХ века то в Санкт-Петербурге, то в Париже, где Наполеон - один из героев - был еще первым консулом. Основная интрига - как избежать войны с Францией. На нее нанизываются бесконечные любовные сюжеты. Роковые страсти, красивые актрисы, много хороших актеров, прекрасные костюмы, салонная музыка - все это слагается в некую развлекательную мозаику, которую можно смотреть без всякого напряжения. Смущает лишь то обстоятельство, что конца сериала еще не видно, но исход всех завязанных в нем интриг уже совершенно ясен.
Продолжается показ на канале "Россия" нуднейшей мелодрамы "Обреченная стать звездой" (из 240 запланированных серий уже прошло 70), хотя и тут давно понятно, чем все закончится: финал в названии. В не менее замедленном темпе идет длинная приключенческая мелодрама "Черная богиня" (так называется бриллиант) на том же канале. С любопытством смотрю на НТВ "Рублевку Live". Можно как угодно относиться к показу красивой жизни и роскошных интерьеров небожителей Рублевского шоссе, но нельзя не отметить формальную сторону фильма Г.Любомирова, сочетающего в жанре, названном им "сериалити" (от сериала и реалити-шоу), участие подлинных жителей Рублевки, их обслуги и актеров в разных "скетчах", составляющих этот проект.
Ну и, наверное, нельзя пройти мимо "Не родись красивой" на СТС, увы, уже перешагнувшей за 70 серий. Право, длиннющим, вымученным сериалам пора уступить на телеэкране место коротким, динамично снятым "многосерийным телефильмам", как их прежде называли.
Юрий БОГОМОЛОВ, телевизионный критик:
- С программой Алексея Пушкова "Постскриптум" что-то происходит. Ее автор и ведущий, мне кажется, начинает чем-то напоминать Сергея Доренко 90-х годов. "Аналитика" в обоих случаях представляет собой череду "наездов" на выбранный объект под девизом "Карфаген должен быть разрушен".
У Доренко "карфагеном" были Лужков с Примаковым, а до этого - Чубайс с прочими "младореформаторами".
У Пушкова - Швыдкой и тот же Чубайс с министрами-капиталистами.
Причем видно, как у телеаналитика нарастает раздражение и непонимание, почему президент не принимает мер по следам его, аналитика, разоблачений. И почему Чубайс до сих пор не уволен.
До недавних пор, как полагает Пушков, у президента был резон держаться за "рыжего дьявола", поскольку тот для Запада слыл символом преданности российского руководства либерализму. Неделю назад телеведущий на пальцах показал, что такое представление устарело и больше не соответствует действительности. Но то ли президент не посмотрел программу г-на Пушкова, то ли ему не поверил...
Словом, "карфаген" опять не пал. В последнем выпуске Пушков выложил еще один аргумент. Наверное, последний и решительный: большие проценты, набранные на выборах в Госдуму подрывником Квачковым, обвиненным в покушении на Чубайса. И теперь, если Чубайса не удалить из власти, "Единая Россия" может и не выиграть общенациональные выборы. Звучит как угроза.
А. Пушков при этом не допускает мысли, что зэк Квачков своим относительным электоральным успехом в какой-то степени обязан и программе "Постскриптум"...
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Минувшая теленеделя прошла для меня под знаком прощания с великим русским актером Георгием Степановичем Жженовым. Сообщения об уходе из жизни таких людей, даже если им за девяносто, всегда неожиданны. Еще пару месяцев назад, подшучивая надо мной, он со свойственной ему неповторимой улыбкой спрашивал, когда мы наконец встретимся на футбольной площадке. Жизнь распорядилась иначе, перечеркнув все наши надежды и планы. Гражданскую позицию обозначило руководство телеканала "Россия", пересмотревшее сетку вещания и показавшее фундаментальный фильм С.Мирошниченко о нелегком крестном пути Жженова. Глядя на эту биографию эпохи, вспомнил я слова Георгия Степановича, сказанные в недавней нашей беседе из цикла "Созидающие":
"Ценю в людях хорошее. Благородное, чистое. Это и есть то, что мне всегда хотелось выразить в кино, на театре, в книгах... Я ненавижу то, что происходит у нас с искусством. Смотрите, как власть имущие прикормили и приютили все, ранее презираемое: дешевенькую эстраду, пошлую развлекаловку. Большие деньги и почести у горе-шоуменов, а подлинный театр, опера и балет обесценены напрочь. Возьмите телевидение - оно обслуживает прежде всего халтурщиков и недоучек, а ведь раньше главную роль на телевидении играла интеллигенция. Нынче же творится такое, с чем я готов бороться яростно... Прежде Америка училась у Станиславского и молилась на мхатовские традиции, а нынче мы пользуемся макулатурой, которой американцы пичкают мир... Быть оптимистом становится все труднее, а в душе творится что-то нехорошее. Верю исключительно в наш народ - талантливый и добрый..."
И народ платил такой же великой верой и благодарностью за артистическое совершенство и твердость жизненных позиций. Все, сделанное этим человеком своей эпохи, останется в народной памяти и, повторяемое на экране, станет помогать людям в нелегком жизненном повседневье.