КОТ БЕГЕМОТ И ДРУГИЕ

Проекта "Мастер и Маргарита" телеканала "Россия" ждали с особым волнением и интересом. Во-первых, само произведение является культовым для нескольких поколений. А во-вторых, до сегодняшнего дня ни одна попытка экранизации "Мастера" не была удачной.

ЕДИН В ТРЕХ ЛИЦАХ
Сценарий фильма Владимир Бортко написал еще в 1996 году. Но прошедшее время весьма положительно сказалось на судьбе проекта. За 8 лет пребывания сценария в столе возможности компьютерных технологий, без которых полноценно воплотить на экране наполненный мистификациями роман, было бы практически невозможно, многократно выросли.
Так, в частности, благодаря компьютерным манипуляциям на экране был воплощен особо любимый читателями персонаж - кот Бегемот, который пребывает на экране в нескольких ипостасях. В самом естественном обличье Бегемота сыграл живой дрессированный кот - артист труппы Юрия Куклачева. В части сцен Бегемота играет артист-лилипут Вано Мираян, одетый в специальный костюм кота, наподобие тех, какие ребятишки надевают на маскарад. На крупных и средних планах были задействованы специальная механическая кукла, а также кот, нарисованный на компьютере. Ну а Бегемота в человеческом обличье зрители увидят в исполнении Александра Баширова.
ИЛЛЮЗИЯ ПОЛЕТА
Весомую часть материала снимали на хромокее (хромокейная студия представляет собой павильон, не заставленный декорациями и полностью задрапированный синей или зеленой материей. Потом в готовом кадре вместо нейтрального синего фона на компьютере можно дорисовать все, что угодно). И в частности, знаменитый полет Маргариты. Во время съемок этого эпизода Анна Ковальчук, одетая в специальный корсет телесного цвета, подобно иллюзионисту Копперфильду, летала на тросах, привязанных к потолку. Здесь же снимался и бал у Сатаны, и скачки на лошадях. Актер Александр Филиппенко, исполняющий в картине роль Азазелло, признался, что "синий павильон" мешал ему получать истинное удовольствие от съемочного процесса.
Как известно, на балу у Сатаны Маргарита встречает гостей практически нагая.
...Откуда-то появился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи. Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло ее согнуться...
Владимир Бортко, оттолкнувшись от образа тяжелой цепи, придумал для своей Маргариты металлический костюм. Железный корсет и корона были очень тяжелыми, а железные ботинки причиняли Анне Ковальчук боль и неудобство. "В этих ботинках я не могла ни сидеть, ни ходить, потому перемещалась лишь с посторонней помощью". Эксклюзивная обувь оставляла на ногах актрисы кровоподтеки. По признанию актрисы, шрамы на ее теле остались до сих пор.
А КАК ЖЕ БЕЗ МИСТИКИ?
Режиссер Владимир Бортко утверждает, что никакой мистики во время съемок сетиала не было. Откуда же пошла устойчивая версия того, что со всеми, кто берется за постановку романа Булгакова, непременно происходит нечто? Вот и о не склонном к мистике Бортко рассказывают, что еще перед началом съемок с ним якобы произошла довольно странная история: на Патриарших прудах случайный прохожий, следуя мимо, произнес: "Ничего у вас не получится!" Может, вся эта чертовщина пошла от "Мастера и Маргариты" Юрия Кары? Вот как сам режиссер рассказывал некогда о том, что происходило во время работы над его картиной.
- Всевозможные препятствия начались с первого съемочного дня. Потом в помещении, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления, и все пленки плавали в кипятке.
Я попросил свою ассистентку привести батюшку, который освятил кинокамеру. Пока шесть месяцев снимали этой камерой, все было в порядке. Потом контракт с фирмой, которая дала камеру, закончился, взяли другую. И опять начались проблемы.
...У нас не было денег, чтобы снимать в Израиле, на Святой земле. Решили построить декорации древней Иудеи в Крыму, в Судаке. Там есть крепость, мы сделали к ней пристройки, привели полторы тысячи военных для массовки, наняли цирковых верблюдов и осликов.... И вдруг началось такое! Вначале запил оператор. Забыли привезти пленку для съемки. Наконец, в октябре пошел снег, чего в Крыму никогда не бывало... Я полетел в Москву за другим оператором. На встречу с ним поехал на новенькой "Волге". И мне опять был знак: сломалась машина, вдребезги полетела коробка передач - на Садовом кольце, прямо напротив дома Булгакова!
КАКОЕ ВРЕМЯ НА ДВОРЕ - ТАКОВ МЕССИЯ
Экранизации знаменитых литературных произведений всегда ждет особо суровый суд зрителей, которые первым делом пытаются понять, насколько актеры соответствуют их представлениям о классических героях. А если это произведение прежде уже экранизировалось, то зрители сравнивают еще и разных исполнителей одних и тех же персонажей. Ну, скажем, так: "Какая же Гузеева "бесприданница"?! Вот Алисова - это да!" А поскольку в этом смысле сериал Бортко сравнивать практически не с чем (известны только зарубежные экранизации), мы решили, так сказать, сопоставить его кастинг с кастингом фильма "Мастер и Маргарита" Юрия Кары, который так и не увидел свет.