- Савва Васильевич, я слышал, вы сомневаетесь в достоверности истории с недавней кражей в Эрмитаже 221 экспоната?
- Я обсудил этот случай с моими питерскими друзьями-реставраторами, хорошо знавшими покойную хранительницу отдела русского ювелирного искусства Эрмитажа Ларису Завадскую, на которую следствие сейчас вешает всех собак. Коллеги недоумевают: зачем ей было воровать у себя в отделе, когда в соседних вещи так же плохо лежат? Да и какой здравомыслящий человек понесет музейные экспонаты в ломбарды, строго контролируемые МВД? Там сразу вычисляют принадлежность вещи государству. А аттракцион с анонимным подбрасыванием шедевров в мусорные бачки или к подъездам офисов ФСБ? Зачем конфисковали 315 икон у антиквара Максима Шепеля, арестовали его? Через 10 дней выпустили с выбитым глазом. Якобы он сам себя травмировал. Все это чистой воды отвлекающие маневры, которыми потчуют доверчивого обывателя, чтобы увести от проблем куда более глобальных.
В 2000 году при выборочной проверке Эрмитажа зампредом главы Счетной палаты РФ Юрием Болдыревым и его людьми были вскрыты чудовищные факты. Так, оказалось, что 221 351 единица хранения (это около 8 процентов всего фонда Эрмитажа) числилась за 78 уже уволенными из музея хранителями. Это не просто упущение, а выстроенная система, позволяющая безнаказанно воровать. Далее: десятки эрмитажных выставок гастролировали по миру без страховок. Значит, принимающая сторона экономила большие деньги, но если что украдут - пиши пропало. А вот еще один вопиющий факт. В 90-е прошла громкая кампания в поддержку Эрмитажа. Крупные меценаты и множество музеев мира, включая Лувр, Бритиш музеум, Метрополитен и другие, перечисляли в фонд Эрмитажа благотворительные взносы. Это миллионы долларов. Но ни копейки из этих денег в бухгалтерских документах проверка не обнаружила. А чего стоит история с картиной Анри Матисса, которую на выставке в Италии изуродовал какой-то недоумок. Эксперты Эрмитажа оценили ущерб в 300 тысяч долларов. Итальянцы, конечно, заплатили. Но никаких документальных следов этой финансовой операции найти не удалось. Куда ушли деньги? Нет ответа.
- Наверное, ответ даст тотальная проверка, которую сейчас затеяла Росохранкультура во всех музеях страны?
- Вряд ли. Эта акция вызывает недоумение у специалистов. С какой стати в авральном порядке переворачивать вверх дном сотни музеев и перелопачивать миллионы экспонатов, когда налицо нарушения именно в Эрмитаже? Вы сначала наведите порядок фв главном российском музее. Кстати, его директор Михаил Пиотровский гордо заявил: "Отставки не дождетесь!" А известный антиквар Владимир Студеникин, первым вернувший похищенное в Эрмитаже, на это возразил, что в таких ситуациях не в отставку уходят, а пользуются именным оружием или кашне...
Но похоже, что масштабная ревизия задумана лишь для отвода глаз. Ведь в самом Эрмитаже настоящей проверки как раз нет, идет расследование "кражи века". Между тем я часто езжу в командировки по провинциальным музеям. Лично знаю сотни тамошних специалистов. Это честнейшие люди, добросовестно работающие за мизерную зарплату. И на этих подвижников набрасываются чиновники Росохранкультуры, среди которых в основном далекие от искусства люди. Неудивительно, что музеи России сейчас пребывают в коллапсе. Работа сосредоточилась вокруг новоявленных ревизоров. И так будет продолжаться в течение многих лет.
Музейное сообщество не на шутку встревожено просочившейся информацией, что у нового "глобального переучета" есть другая, пока тщательно скрываемая задача: подготовить почву для грядущей приватизации. По некоторым сведениям, за последние годы число покупателей предметов старины выросло в 4 раза! При таком спросе торговать на рынке почти нечем, и у антикваров большая надежда на музейные фонды. А поскольку клиенты - люди богатые и влиятельные, то они быстро придумают, как легально добраться до музейных хранилищ. Не случайно сейчас участились разговоры: какого дьявола пылятся шедевры в музейных запасниках? Недавно по ТВ прошел фильм "Музейные крысы", где эмигрант и коллекционер князь Лобанов-Ростовский открытым текстом заявил: на аукционах "Сотби" и "Кристи" очень рассчитывают на "лишний" антиквариат из русских музеев.
Сейчас готовится закон об автономных организациях, затрагивающий и музейное дело. Согласно ему на госфинансировании хотят оставить только полтора десятка самых крупных музеев, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея, Пушкинский. Остальным предложат пуститься в свободное плавание по опасным водам рыночной экономики со всеми ее банковскими кредитами, закладыванием помещений, процедурами банкротства...
- А за счет чего процветают западные музеи?
- За счет мощной государственной поддержки. Там даже частные музейчики пытаются хоть каким-то боком устроиться под государственное крыло. Второй источник финансирования - частные пожертвования. В Америке, например, при входе во многие музеи установлены доски с перечнем имен меценатов. Наши же новые русские предпочитают покупать виллы, яхты или футбольные клубы... На этом фоне меня очень порадовал бизнесмен Александр Одиноков, который передал в дар Новгородскому музею-заповеднику 200 графических работ Кустодиева, Верейского, Сомова, Шишкина... Эту коллекцию он долго собирал, делая разовые покупки на аукционах и у частных коллекционеров. Есть и другие факты: люди жертвуют деньги на восстановление храмов, помогают музеям.
- В конце 70-х был большой шум вокруг тогдашнего главы Ленинграда Григория Романова, который якобы сыграл свадьбу дочери в Эрмитаже, где пьяные гости побили царские сервизы. Как вы относитесь к практике некоторых музеев-усадеб предоставлять свои залы для частных вечеринок?
- Недавно по ТВ показали фильм про Романова, где убедительно доказали, что вся эта история со свадьбой в Эрмитаже - чистой воды блеф, запущенный шефом КГБ Андроповым, чтобы дискредитировать политического конкурента. Какая там царская посуда? Партийные Романовы всю жизнь ели на общепитовских тарелках с надписью "СССР". Кстати, не с лучшей стороны тогда показал себя Пиотровский-старший, отец нынешнего директора Эрмитажа. Он ловко подыграл Андропову, отказавшись опровергнуть эту дезинформацию.
А в балах и приемах в музейных залах ничего предосудительного нет. Это мировая практика. Когда я был на искусствоведческом конгрессе в Лос-Анджелесе, нас позвали на банкет в знаменитый музей "Фонда Гетти", где для этих нужд выделен специальный атриум. В Ярославском художественном музее, который размещается в бывшем губернаторском доме, стараниями директора Надежды Петровой, замечательной хозяйки, восстановили полную обстановку кабинета губернатора в стиле XIХ века. И нынешний глава Ярославской области устраивает здесь официальные приемы. Музей получает дивиденды, и для престижа региона хорошо. Усадьбы должны жить. Лишь бы подгулявший народ не портил паркет и не наносил ущерб экспонатам. Но рачительный хозяин знает, кого приглашать.
- Недавно я был в восстановленном Иосифо-Волоцком монастыре под Волоколамском. Монахи сетуют, что оголен иконостас, а их ценнейшие иконы висят в музеях...
- И очень хорошо, что в музеях. К сожалению, наши церковники оказались не готовы отвечать за безопасность раритетов. Известно немало случаев, когда уникальные вещи гибли. Сколько мы, реставраторы, бились за то, чтобы в Успенском соборе во Владимире не использовать дешевые, сильно коптящие свечи. Глас вопиющего в пустыне! В результате бесценные фрески Андрея Рублева гибнут просто на глазах. На Западе церковь прислушивается к мнению специалистов, там горят бездымные свечи, и поэтому прихожан и туристов радуют заботливо ухоженные шедевры. На заре перестройки скороспелые священники Кочетков и Копировский из Сретенского монастыря при передаче церкви бывших ее помещений, где были устроены реставрационные мастерские, выбросили на улицу десятки редких церковных скульптур XV-XVII веков, привезенных на реставрацию из разных музеев России. К счастью, этих варваров и самих вскоре из обители выдворили.
Но есть и положительные примеры. Так, Третьяковская галерея в порядке исключения поместила в находящуюся на ее территории церковь Николы в Толмачах древнейшую икону Владимирской Богоматери. За ее состоянием постоянно следят реставраторы из галереи. Много лет длилась тяжба между Ярославским художественным музеем и Толгским монастырем за икону Толгской Богоматери XIII века. Нашли компромисс: святыня передана монастырю, который поощряет работу двух музейных специалистов, каждый день снимающих пробы воздуха, следящих за температурно-влажностным режимом в помещении...
С древними вещами надо быть крайне осторожными. Они помнят трагические и счастливые времена из жизни многих поколений русских. Наши предки сохраняли их, порой жертвуя своей жизнью. И забывать об этом мы не имеем права...
ОТ РЕДАКЦИИ
Поскольку острые и жесткие суждения, высказанные академиком Ямщиковым, носят зачастую полемический характер, а проблема нынешнего бедственного положения российских музеев является, безусловно, общенациональной, то мы приглашаем к откровенному разговору музейных работников, чиновников Министерства культуры, реставраторов и, конечно, наших читателей. Словом, всех тех, от кого зависит сохранность принадлежащих России шедевров и кому не безразлична их дальнейшая судьба.