ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ

ЛОЖКА ДЕГТЯ
Сначала о нравах. Пару недель назад у многих зрителей возник резонный вопрос,

ЛОЖКА ДЕГТЯ
Сначала о нравах. Пару недель назад у многих зрителей возник резонный вопрос, с чего бы это Первый канал, всегда старающийся удивить новизной продукции, широтой размаха и разнообразием репертуара, вдруг на полсубботы забабахал старое доброе кино "Место встречи изменить нельзя", которое наше ТВ и так крутит раз по пять-шесть в год? Все серии подряд. Юбилей фильма? Кого-нибудь из актеров? Начало месячника борьбы с организованной преступностью? Вовсе нет.
Если до исследователей будущих поколений дойдет слово "контрпрограммирование", то причину показа "Места..." нон-стоп в эфире ведущего канала страны они заподозрят именно в этом труднопроизносимом явлении.
Ведь уже на следующий день главный конкурент Первого собирался запустить сериал "Ликвидация". Ничего конкурентоспособного на то же самое время Первому поставить, видимо, было нечего. "Преступление и наказание"? Заведомо проигрышный вариант. Крутые разборки с бандитами начальника одесского УГРО Давида Гоцмана оставляли далеко за кормой душевные терзания студента Роди Раскольникова. Пришлось ставить против "Ликвидации" душещипательную "Личную жизнь доктора Селивановой" в надежде на то, что слегка или основательно беременные пациентки главной героини оттянут от брутального небритого Машкова самую верную зрительскую аудиторию, то есть домохозяек.
Но причем же здесь Глеб Жеглов и Володя Шарапов? А притом, что уже многие критики и зрители обнаружили некие, мягко говоря, заимствования, сделанные авторами "Ликвидации" из "Места встречи...". И дело не только в одинаковом времени действия (послевоенные годы) и одинаковом противостоянии (сотрудники уголовного розыска и бандиты), но даже в совпадениях по мелочам, которых множество.
Сотрудники программной службы Первого этого не могли не знать. Продукция конкурентов отслеживается тщательно. А уж купить заранее пиратскую копию "Ликвидации", посмотреть, что это за зверь и как с ним бороться - вообще плевое дело. И вполне можно предположить, что, обнаружив это самое сходство, они и решили предварить показ "Ликвидации" бессмертным "Местом...". Чтобы зритель знал, как говорится, откуда ноги растут. Где образец, а где вариация. Глядишь, и сыграет...
Ну хорошо. А зачем тогда НТВ в то же самое выборное воскресенье, когда стартовала "Ликвидация", весь день показывал первые серии "Улиц разбитых фонарей", которые повторяют и вовсе бесконечно? Тут-то явно никакого сходства.
А это уже совершенно другая история.
НЕЯВНАЯ АГИТАЦИЯ
На днях НТВ, видимо, по собственной инициативе, был исключен из списка СМИ, которые должны будут предоставлять свой эфир для агитации во время грядущей кампании по выборам президента. Решение это приняло ведомство со сложной аббревиатурой Россвязьохранкультура, которое списки эти и определяет.
С одной стороны, желание канала избавиться от нудных политических дебатов вполне объяснимо: они не оплачиваются, их нельзя прервать рекламой - стало быть, материальные потери неизбежны. А интерес к ним со стороны зрителей, как выяснилось в ноябре, крайне низкий. Но с другой-то стороны, пардон, государство может обязать к показу агитации те СМИ, что финансируются из его бюджета. И хотя НТВ напрямую государственные деньги не получает, но, как ни крути, Газпром-медиа, владеющая каналом и кормящая его, все-таки к государству имеет, мягко говоря, некоторое отношение. То есть госчиновники почему-то сделали для НТВ поблажку. Почему? Попробуем предположить.
Для начала вспомним энтэвэшный репертуар. Кровавые сериалы. Программы "Максимум", "Русские сенсации", "Ты не поверишь". Всякие там заходы ведущих со зверскими лицами вопящих в камеру "В поселке Грачевка инопланетянин изнасиловал двенадцатилетнюю девочку. Она ждет ребенка!" или "Московские бомжи съели алкоголичку". И как в таком соседстве будут смотреться пафосные выступления политиков про торжество демократии, счастливое будущее?
Ну и главное... Отказавшись от показа дебатов, не давая политической рекламы, канал тем не менее принял в выборной гонке самое непосредственное участие, выполнив все пожелания властей. Каким образом? Напомним, что одним из главных тезисов "единороссов" был следующий: кое-кто пытается вернуть страну в прошлое.
Что за прошлое имелось в виду? А то самое, которое НТВ на протяжении долгого времени показывал в цикле "Лихие 90-е". Униженная и разворованная страна, малиновые пиджаки и золотые цепи на бычьих шеях, невыплаченные зарплаты. Яхты, дворцы и безумные загулы Березовского иже с ним. Кому хочется вернуть все это, уважаемые зрители?..
Ну а что же "Улицы разбитых фонарей", которые НТВ крутил весь день? А то, заметьте, что это были первые серии, снятые как раз в середине 90-х. Там про то же: криминальный беспредел, новых русских с их вседозволенностью, ментов, получающих нищенскую зарплату, да и то с опозданием. Вам это надо?..
И последнее. Показав тысячу раз прокрученные и знакомые до боли "Улицы" аккурат в день выборов, НТВ выполнил негласную установку на то, чтобы не отвлекать россиян от исполнения патриотического долга никакими громкими премьерами и телевизионными сенсациями. Эфир главных каналов позапрошлого воскресенья был на редкость серым. Даже "Россия" сдвинула показ "Ликвидации" на 20 минут позже, чтобы к моменту старта многообещающего проекта успели закрыться все избирательные участки на территории РФ. Но зато тут уж в 21.15 зрители дорвались.
И вот закономерный итог. Приняв активное участие в выборах, наши граждане проявили удивительное равнодушие к телевизионному подведению их итогов. "Ликвидацию" на второй кнопке смотрели вдвое больше людей, чем аналитические программы на всех остальных. И, правда, чего их смотреть-то?! С выборами все было ясно заранее, а вот с Давидом Гоцманом все только начиналось.
ЛИХИЕ ДВУХТЫСЯЧНЫЕ
В заключение еще о нравах. Любопытнейший сюжет был показан позавчера в программе Малахова "Пусть говорят". Речь там шла о режиссере, который заснял на камеру смерть женщины-наркоманки в убогой коммуналке во всех подробностях. Вплоть до того момента, как ее забрали в морг. При этой страшной сцене присутствовали мать погибшей и ребенок. Кошмар. Потом эту запись он разместил в интернете. Посетителей на этом сайте было множество. Как к этому относиться? Мнения в студии разделились. Одни говорили, что подобная съемка - преступление против человечности. Что не с камерой надо было стоять, а попытаться чем-то помочь несчастной. Но другие отстаивали права человека с камерой. Мол, журналист на войне фиксирует на пленку все, что считает важным. И это его задача, а не помогать кому-то. А здесь, в этом полупритоне, в этой нищете тоже война на выживание... Вряд ли здесь можно говорить о полной правоте тех или других. Важно другое. Что речь идет, увы, уже далеко не о лихих 90-х, а о жестоких 2000-х.