МИТИНГ ПРОТИВ УВОЛЬНЕНИЙ

Это первая организованная акция протеста работников и профсоюза в условиях кризиса. Главное требование пикетчиков - сохранить рабочие места. По данным профсоюза, "Евроцемент" уже уволил 2500 рабочих.

Пикет начинается в десять часов утра напротив центрального офиса "Евроцемента", в историческом центре Москвы, в Малом Головином переулке. Напротив высокого кованого забора выстроились десять человек с плакатами. Надписи на них очень разные: от предельно конкретной "Требуем сохранения рабочих мест" до неожиданной "С Днем Конституции, дорогие россияне!".
Руководит пикетом председатель профсоюза строителей России Борис Сошенко. Это крепкий мужчина лет 50 с крайне сосредоточенным лицом. Немного отстраненно он рассказывает мне, что на предприятиях "Евроцемента" уже уволены около 2500 человек и до конца года будут уволены еще столько же. При этом, по его версии, подавляющее большинство рабочих увольняются "по собственному" под давлением администрации.
ЖЕСТКАЯ ЭКОНОМИЯ
"Никаких увольнений на предприятиях не происходит", - прокомментировали "Труду" в пресс-службе "Евроцемента. "Сотрудники, расторгающие трудовой договор по соглашению сторон, получают трехмесячный заработок, - рассказывает Михаил Скороход, президент "Евроцемент груп". - В итоге работник имеет гарантированный доход". Данные профсоюза по числу уволившихся сотрудников компания опровергла, но своих не предоставила.
За счет увольнений компания собирается обеспечить оставшимся рабочим стабильный заработок. "Мы могли бы пойти по пути других отраслей, которые под видом сохранения рабочих мест прекратили выплату заработной платы без каких-либо гарантий", - объясняет Михаил Скороход. "Холдинг намерен сохранить установленный с мая 2008 года уровень окладов тарифных ставок и не допускать задержки выплат на весь следующий год", - добавляет он.
ОСТАВЬТЕ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
Главное требование профсоюза простое: сохранить рабочие места во что бы то ни стало. Дело в том, что большинство цементных заводов находятся в областях и являются градообразующими для своих городков и поселков. "Методов масса: пониженная зарплата, частичный простой", - говорит Борис Сошенко. Профсоюз требует прекратить давление на работников, восстановить на работе тех, кто "уволился по принуждению администрации предприятий холдинга "по соглашению сторон". Также пикетчики настаивают на прекращении увольнений до 1 мая 2009 года и создании совместных комиссий по осуществлению антикризисных мероприятий.
Геннадий Шаменов, председатель самарского обкома профсоюза строителей, рассказывает, как именно оказывалось давление на работников "Жигулевских стройматериалов": "Им говорили, мол, не уволитесь сейчас, сделаем рабочий день два часа, и уйдете сами". На Геннадии висит плакат со следующим текстом: "Где прибыль? 37,12 млрд. руб. за 2007 год". Речь идет о чистой прибыли "Евроцемента" в прошлом году. По расчетам пикетчиков, из нее можно платить зарплату рабочим на заводах компании как минимум год.
РАЗНЫЕ ПРОФСОЮЗЫ
Я отправляюсь искать председателя профкома "Жигулевских стройматериалов" Татьяну Филатову - их профсоюз был одним из инициаторов пикета. Она греется в синем хетчбэке "Форд" одного из пикетчиков. Татьяна рассказывает, что завод находится в поселке Яблоневый Овраг рядом с Жигулевском. В поселке живут 7000 человек, из них 1800 трудятся на заводе. Средняя зарплата - 12 500 рублей. На заводе уже уволили 200 человек и планируют уволить еще 900.
Никакой другой работы ни в Яблоневом Овраге, ни в Жигулевске нет. "Наши ходили, узнавали: даже в ЖКХ дворников не берут", - говорит Татьяна Филатова. Поэтому рабочих и не устраивает даже трехмесячная компенсация при увольнении. Небольшой стабильный заработок во время кризиса для них важнее большой разовой выплаты. Работники поддержали свой профсоюз: в течение трех дней число членов профсоюза увеличилось в полтора раза, до 900 человек. По ее словам, пикет сначала обещал посетить и мэр Жигулевска, но в последний момент, после совещания с чиновниками Самарской области и руководством "Евроцемента", передумал.
Не все местные профсоюзы так сильны, как жигулевский. Я беседую с Сергеем Гуминовым, горным мастером из Белгорода. Ему 50 лет, из них 27 лет он проработал на заводе. Сергей приехал на пикет один, а председатель профкома остался дома. Почему? "Мне терять нечего, а ему есть", - уклончиво отвечает Сергей. Сам Сергей подписал увольнение по соглашению сторон четыре дня назад, но теперь решил отстаивать свои права. Почему он вообще подписал заявление, Сергей внятно объяснить не может.
ТИХО-МИРНО РАЗОШЛИСЬ
На проходную "Евроцемента" невозможно попасть с момента начала пикета - наглухо закрыта дверь. К концу пикета возле проходной скапливаются человек пять сотрудников офиса "Евроцемента", которые стоят и равнодушно смотрят на пикетчиков. Те их тоже не задирают.
Без одной минуты двенадцать Борис Сошенко дает команду заканчивать пикет. Пикетчики начинают неохотно собираться. К ним сразу подходит милиционер и просит не только свернуть, но и убрать плакаты, чтобы потом не было "мелких провокаций". Пикетчики фотографируются на память с плакатами и окончательно их убирают.
Борис Сошенко звонит по мобильному телефону в приемную Михаила Скорохода, президента "Евроцемент групп". Телефон он набирает с визитки топ-менеджера. В приемной просят подождать сотрудника канцелярии на проходной, которую уже открыли. Проходит полчаса, и наконец появляется молоденькая девушка-делопроизводитель в черных брючках и пиджаке. Она забирает требования пикетчиков и расписывается в их получении. Председатель профсоюза вежливо просит прощения за беспокойство.