Прокатимся по столице с ветерком

Городская программа модернизации автомагистралей стартует с Каширского и Варшавского шоссе

К сожалению, в последние годы термин «вылетные» к ведущим из Москвы в область основным шоссе применим разве что в кавычках: в часы пик они стоят так же плотно, как и любая улочка районного масштаба. И вот столичные власти решили обновить эти дороги коренным образом, причем не поодиночке, а залпом.

Комплексные работы по специальному «антипробочному» плану рассчитаны на пять лет. За это время из 270 км совокупной длины автомагистралей тщательной и кропотливой переделке подвергнутся 170 км. По словам заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, в финале пропускная способность по каждой отдельной дороге вырастет на четверть, а в перспективе, после завершения всех объектов и реконструкции МКАД, — и вовсе в полтора раза.

Такие нужные дублеры

На южном направлении строители уже вышли «на натуру». Пока на пересечениях Каширского и Варшавского шоссе с МКАД ведется подготовка, основная же стройка с прокладкой временных дорог и с поэтапным перекрытием существующих проезжих частей запланирована на следующий сезон. В проведенных столичным департаментом строительства тендерах верх взяли московские фирмы. Варшавку за 10,78 млрд. рублей берется сделать «Ингеоком», Каширку за 8,53 млрд. — «АРКС».

На инженерно-техническом языке запланированные работы называются реконструкцией в рамках локальных мероприятий. Как коренную перестройку их охарактеризовать нельзя: обе трассы, особенно в срединной части города, проходят по давно сложившимся районам, даже на одну полосу их не расширишь. Тем не менее капитальные новшества не минуют ни ту, ни другую дорогу. Прежде всего на всем их протяжении появятся выделенные полосы для движения маршрутного транспорта, соответственно, проезжая часть для остальных транспортных средств в каждом направлении сужается.

«Но, конечно, мы хотим не снизить, а повысить пропускную способность, — говорит главный инженер комплексных проектов института „Мос-инжпроект“ Татьяна Ветрова. — Поэтому на периферийных участках (на Варшавке — до одноименной станции метро, на Каширке — до Борисовского проезда) запланированы мини-дублеры, а там, где они уже присутствуют, им суждено существенное расширение — до 10,5 м, то есть до трех полос».

Ускорение для перестройки

На дорогах — первенцах общегородской программы запроектированы и тоннели-новостройки: на пересечении с улицей Красного Маяка, на сложном перекрестке с Пролетарским проспектом и проспектом Андропова (где в сентябре трагическое ДТП унесло жизнь двух студенток МИФИ), а также в самом конце Каширского шоссе у МКАД.

Но главная гордость проектов — солидное количество новых подземных пешеходных переходов: на Варшавском шоссе — семь, на Каширском — шесть. Все это, вместе с демонтажем большинства светофоров и со строительством огромного числа заездных карманов и удлинением посадочных площадок на остановках общественного транспорта, призвано сократить заторы и сделать движение более безопасным.

К следующей «сладкой парочке» — Волгоградке и Рязанке — подрядчики приступят уже в январе этого года, параллельно будут готовиться чертежи по 15 оставшимся позициям (см. список).

Отдельным пунктом в планах Москомархитектуры значится реконструкция Ленинградского шоссе. Как известно, эта магистраль уже давно перестраивается в рамках так называемого проекта «Большая Ленинградка». Теперь ему придается новый импульс: на протяжении 2,3 км за Соколом строится дополнительная «выделенка» для общественного транспорта. Еще здесь появятся шесть подземных переходов и дополнительный прямой съезд со стороны движения в область на внешнюю сторону МКАД.

Одновременно, не дожидаясь даже первоочередных работ по реконструкции дорог, на уже открытые выделенные полосы выпускают новую разновидность автобусов — экспрессы и полуэкспрессы. Цена проезда в них обычная, только остановки прорежены втрое-вчетверо, а турникеты с валидаторами уступили места улыбчивым, но жестким контролерам.

Пилотной стала линия от Киевского вокзала до Новокосино. Как показывают замеры, средняя путевая скорость движения на ней сейчас составляет 30 км/ч. А ведь еще недавно, чтобы покрыть это расстояние на рейсовых автобусах, пассажирам требовалось больше полутора часов — и это не считая двух пересадок!

Вторую экспресс-линию запустили от Загорья (Бирюлево-Восточное) до станции метро «Коломенская», вскоре ее дотянут до Таганки. На «выделенки» городского значения, которые со временем составят непрерывную маршрутную сеть, собираются выпускать только новые автобусы, оборудованные кондиционерами и мощными печками.

Китайская идея

В среднесрочной перспективе на дублеры вылетных магистралей переведут общественный транспорт. «Эту идею мы подсмотрели в Пекине, — говорит Марат Хуснуллин. — По основным дорогам там обеспечено непрерывное безостановочное движение легковушек, а движение с остановками, для общественного транспорта — по дублерам. Разведя потоки, мы существенно улучшим дорожную ситуацию».

Реконструкция автотрасс

В следующем году намечено завершить проекты реконструкции 15 автотрасс:

Выделенные маршруты

До конца следующего года должно открыться движение на 17 маршрутах автобусов-экспрессов по выделенным полосам:

Сказано

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

— Проекты достойные, и эффект от их осуществления, безусловно, будет. Но со стратегической точки зрения давно пора понять одну простую вещь: переделать обычные городские улицы, в которые давно превратились наши шоссе, в скоростные трассы мы не сумеем при всем желании. Москве давно нужны полноценные магистрали (за океаном их называют freeway, в Европе — motorway), которые изначально создаются для высокоскоростного движения и куда нельзя выехать прямо из двора.