Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что из-за неправильного питания уже четверть взрослого населения нашей страны страдает от ожирения. Поэтому ведомство внесло в правительство предложение маркировать продукты так, чтобы любой покупатель без труда отличал полезные от вредных. Пока же это по силам только тем, кто предварительно вооружился лупой и специальными знаниями.
Для маркировки предлагается использовать так называемый светофор. Красную метку на этикетках получат продукты с избыточным содержанием жира, соли и сахара. Менее вредные и более полезные, соответственно, отметят желтым и зеленым цветами. Предполагается, что это позволит потребителям с первого взгляда оценивать товары на полках супермаркетов.
В Америке и Евросоюзе деление продуктов питания по цветам в зависимости от их состава считается нормой. Роспотребнадзор пытается перенести на российскую землю западный опыт. Единых стандартов не существует, но в целом «светофоры» похожи друг на друга. Отличие только в том, что в некоторых странах еще учитывают калорийность продуктов.
Какая будет выбрана цветовая индикация в нашей стране, пока неизвестно. В ведомстве Анны Поповой не исключают, что к красному, желтому и зеленому может добавиться и радикальный черный цвет. Так станут помечать продукты, употребление в пищу которых крайне нежелательно ввиду их однозначно неблагоприятного влияния на организм — например, из-за присутствия в составе большого количества канцерогенов. В западных супермаркетах таких не бывает, но у нас после отмены ГОСТов подобное «лакомство» встречается.
Красный и желтый свет, очевидно, зажгут перед фастфудом, хлебобулочными изделиями, колбасами, сладкими йогуртами, консервами, майонезом, кетчупом, чипсами. А вот в зеленую группу, скорее всего, попадут овощи, фрукты, крупы, морепродукты и свежее мясо. При этом было бы совсем не лишним помимо соли, сахара и жиров проверять те же овощи и фрукты на пестициды, а мясо и морепродукты — на антибиотики и гормоны роста.
Напомним, что по действующему российскому законодательству этикетки продуктов питания и без «светофоров» должны содержать исчерпывающую информацию о составе, дате изготовления, условиях и сроках хранения, а также о пищевой ценности той же колбасы или творога. Да, эта информация зачастую напечатана таким мелким шрифтом, что без лупы ее просто не прочитать. Но даже в случае броской маркировки еще не факт, что покупатели дружно перейдут на здоровую пищу. Хотя бы потому, что «зеленые» продукты не по карману подавляющему большинству населения страны. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в «Азбуку вкуса», где отовариваются только очень обеспеченные москвичи.
Можно сколь угодно долго пропагандировать здоровое питание и призывать питаться исключительно свежими фруктами, овощами, морепродуктами и диетическим мясом кролика или индейки, но если денег в обрез хватает лишь на картошку с салом, о здоровом питании остается только мечтать.